Педприкорм

Педагогический прикорм – что это?

Педагогический прикорм – это введение дополнительных продуктов питания в рацион младенца до года жизни. В этом типе питания предусматривается знакомство с пищей и продуктами со стола родителей, в противовес концепции, где предлагается готовить ребенку особую отдельную пищу. Сравнительный анализ двух типов питания вы найдете в этой статье ниже.

В рамках педагогического прикорма младенцу дают по 1-2, максимум – 3 дозы новых продуктов за раз (один прием пищи). «Доза» продукта – это порция размером с полгорошины или одну рисинку, если жидкость – то полчайной ложки.

Такой тип прикорма начинают, когда малыш сам проявляет пищевой интерес. Вначале ребенок просто наблюдает за едой родителей, а однажды тянется к тарелкам и хочет взять тот или иной продукт. Именно такой пищевой интерес и поддерживает педагогический, ознакомительный, прикорм.

Целью его не является накормить ребенка до сыта, а скорее дать попробовать то, что в обиходе у взрослых, ведь будущий самостоятельный человечек стремится во всем копировать маму и папу, подражать им. В том числе, он хочет есть так, как они.

Педагогический прикорм во многом остается на откуп маме или няне, человеку, кто ухаживает за малышом. Культура приобщения ребенка к пище несколько утерялась в наш век высоких скоростей и еды из микроволновки. Однако прежде чем сажать вашего отпрыска на баночное питание, давайте разберемся в нюансах ознакомительного питания.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Если вам повезло, и вы кормите ребенка грудью – низкий поклон. Сейчас все больше мам переходят на добавки в виде смесей и искусственного питания с самого раннего возраста. Ситуации у всех разные, как и состояние здоровья, поэтому нельзя винить матерей в том, что они хотят удобства и выбирают кормление из бутылочки вместо естественного вскармливания.

Если же вы даете ребенку грудь и эта система уже отлажена и работает, вот как можно подойти к вопросу прикорма.

  1. Во-первых, Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание до возраста шести месяцев. Исключите воду или любые другие добавки и кормите ребенка грудью, если у вас налажен этот процесс. Педприкорм начинаем от шести месяцев жизни вашего чада.
  2. Во-вторых, прикорм не заменяет грудное молоко. Даете ли вы грудь по требованию или по часам, прикорм из других продуктов питания не должен повлиять на количество раз грудного кормления. Давать ребенку микродозы новых продуктов по его интересу можно тогда, когда вы кушаете сами или между его кормлениями. Так, чтобы ознакомление с пищей взрослых не пересекалось с обычным режимом вскармливания грудью. Некоторые педиатры даже советуют, если был режим кормления по часам, перейти на естественное кормление по требованию, так вы сможете быстрее реагировать на потребности вашего крохи.
  3. В-третьих, скорость введения прикорма по рекомендациям ВОЗ должна быть таковой, что к году другая, немолочная, пища составляет 25 % питания малыша, к полутора – до 50 %, затем постепенно увеличиваем дальше.

Спешить с введением педприкорма не нужно, ведь его основная цель – ознакомительная. Ребенку продукты показать и дать попробовать, ест он во многом молоко, питательные вещества и микроэлементы получает из маминой же груди.

Педагогический прикорм по доктору Комаровскому

Что же думает доктор Комаровский о педагогическом прикорме? Сейчас мнение этого специалиста в цене. В интернете можно найти много роликов с ним по любой детской теме. О прикорме он высказывается так.

До полугода, соглашается Комаровский с ВОЗ, кормить ребенка надо грудью. Если у матери получается. Это обязательно, полезно малышу, идет закладка его иммунитета. Всяческое докармливание не требуется, включая воду, то есть допаивание, если ребенок здоров.

До года продолжать кормить ребенка лучше грудью, но обязательно с полугода начинать прикорм. Зубы уже появляются, ребенок готовиться потихоньку есть твердую пищу. Не надо лишать его этого! Однако грудное молоко по-прежнему очень полезно, оно составляет до 50 % питания, но к году отходит на второй план.

До двух лет и далее мать может кормить ребенка грудью, если может и хочет. ВОЗ тут солидарен с доктором. Комаровский утверждает, что после полутора лет материнское молоко из статуса полезного продукта питания для ребенка переходит в статус пищевой добавки, биологически активной, содержащей микроэлементы, но добавки. Это уже не питание в чистом виде. Основной рацион должна составлять другая пища.

Какой же прикорм рекомендует доктор? Педагогический или педиатрический? В его книгах вы все больше найдете схемы классического педиатрического прикорма.

А прикорм педагогический Комаровский называет не более как блажью, развлечением семьи, слишком увлеченной кормлением грудью до естественной инволюции. Он подчеркивает, что ничего против педприкорма не имеет, но не считает его необходимым, хотя и вредным не называет.

Основные правила педагогического прикорма. Существуют ли они?

Правила педприкорма были сформулированы сторонниками системы естественного вскармливания на как можно более долгий промежуток времени. Таким образом, этот тип докорма подходит только малышам, кушающим грудь, а не искусственные смеси изначально.

  • Правило 0. Мама должна кушать исключительно полезную и здоровую пищу. Вроде бы понятное требование, однако вопросы по педприкорму и введению вредных продуктов часто возникают. Они будут исключены, если мама следит за тем, что ест.
  • Правило 1. Берем ребенка с собой за стол. С мамой или всей семьей, ребенка усаживают на колени кормилицы. Мама начинает кушать свою еду. Ребенку предлагают ложку для игры и изучения. Когда и если ребенок проявляет интерес к пище мамы, ему дают попробовать то, что она ест.
  • Правило 2. Микродозы. За один прием пищи ребенку дают попробовать не более трех микродоз одного или разных продуктов. Итого за один день ребенок может попробовать несколько видов продуктов, но новый продукт вводится только один на день. Здесь мама должна контролировать свое чадо, и если ребенок тянется к новому в больших объемах, переориентировать его внимание на что-то другое.
  • Правило 3. Если ребенку понравился какой-то продукт настолько, что он тянется попробовать его больше положенных трех микродоз за раз, его внимание необходимо переместить на что-то другое. Увеличение доз начинается с 4 недели прикорма: со второго месяца допускается плавное увеличение доз уже пробованных ранее продуктов до 1-2 чайных ложек. Новые продукты по-прежнему вводятся в микродозах. И только с восьмого месяца прикорма объем пищи одного известного продукта за раз может достигать 1-2 столовых ложек. К году малыш переходит на питание за общим столом.
  • Правило 4. Правильное поведение за столом. Особое внимание уделяется культурному поведению за столом. Ребенка сразу предлагают приучать к чистоте и еде приборами, насколько это возможно. Так, если ребенок что-то разлил или рассыпал, маме лучше сразу убрать беспорядок, чтобы малыш приучался кушать чистоплотно. Игры с едой также недопустимы.

Педагогический или педиатрический прикорм. Что выбрать?

Как же определиться, какой вид прикорма подходит вашему малышу, что выбрать? Каждая мама должна ориентироваться на свое удобство – в первую очередь комфорт от типа прикорма и обслуживания малыша. Если мама голосует за естественность, то уместно вводить педиатрический прикорм. Если мама хочет идти по шагам с определенными видами продуктов, лучше выбрать педиатрический прикорм.

Каждый родитель слышал немало историй о том, как дети отказываются от еды, требуют только один вид пищи и другие подобные. Специалисты по педагогическому прикорму и грудному вскармливанию утверждают, что таких проблем не будет, если идти за естественным интересом ребенка к пище, ориентироваться на его вкусы.

Мамы с опытом педагогического прикорма утверждают, что к полутора годами ребенок имеет не только устоявшиеся вкусы и предпочтения в еде, а сам держит приборы и кушает полноценные по объему порции.

Однако сбрасывать со счетов педиатрический прикорм или прикорм по рекомендациям ВОЗ также нельзя. На нем выросли многие дети, он проверен временем и прошел научную апробацию. Однако сам подход к питанию и культуре пищи там другой.

Финальное решение остается за родителями: пусть мама, следуя своей интуиции, выберет тот тип еды, который ближе всего ее малышу, а папа – поддержит.

В наши дни очень распространены пищевые аллергии, злоупотребления генетически модифицированными продуктами, в пищу все больше добавляется нитратов, поэтому привычка к правильному здоровому питанию с ранних лет никогда не была так актуальна, как сегодня.

Педагогический прикорм вынуждает маму особенно тщательно следить за тем, что находится на семейном столе, а также поддерживает естественный интерес ребенка к пище и учит его следить за сигналами своего тела: отличать голод от сытости, защищая от переедания в будущем.

Желаем здоровья вам и вашим детям! Кушайте полезную пищу с удовольствием!

>Педагогический прикорм

Как организовать педприкорм при грудном вскармливании

Прикорм при грудном вскармливании начинают давать в возрасте около 6 месяцев. И если ваш малыш находится полностью на естественном грудном вскармливании по требованию, вы же не собираетесь расставаться со столь полезной и полюбившейся ему пищей еще долго, а уже пришло время вводить прикорм, да и сам малыш с любопытством поглядывает в мамину тарелку, значит, пора давать ему взрослую пищу. И возможно, по новой методике.

Педагогический прикорм что это такое

Введение прикорма — важный момент в жизни каждой семьи. И этот же момент вызывает очень много вопросов. Что делать, если ребенок отказывается есть что-то, кроме груди? Если ваш малыш «нехочуха», рекомендации ниже как раз для вас.

Педагогический прикорм (педприкорм) — это система питания ребенка первого года жизни, которая преследует цель не столько накормить ребенка новыми для него продуктами, сколько познакомить с новыми вкусами и видами пищи. Все необходимые питательные вещества малыш получает из грудного молока, однако в то же время его организм адаптируется к «взрослой» пище. В принципе, педиатрическая схема введения прикорма, ее же еще называют классической, нацелена на ту же цель. Но есть несколько кардинальных отличий. Классику перевода ребенка на общий стол и плюсы и минусы педагогического прикорма мы рассмотрим ниже.

Сегодня тем детям, которые находятся полностью на естественном грудном вскармливании, не рекомендуют давать никакой другой пищи до достижения возраста в 6 месяцев. К этому моменту ребенок уже умеет хорошо сидеть, у него практически угас рефлекс выталкивания языком твердой пищи, скорее всего, появились первые зубки. Все эти признаки говорят о том, что ребенок уже может воспринимать новую пищу. Но основным критерием того, что ребенок готов получать прикорм, в том числе педагогический, является его пищевой интерес, то есть, он хочет подражать маме, так же как и она, брать кусочки еды из тарелки и отправлять их в рот.

С чего начать педприкорм при грудном вскармливании, с каких блюд или продуктов? Введение новой для ребенка пищи начинают с микроскопических количеств продуктов, то есть буквально нескольких крошек или капелек. Ориентировочно, это количество, которое умещается в щепотке между указательным и большим пальцем, на самом кончике чайной ложки, или один глоточек, на дне кружки, если речь идет о жидком продукте. Примерно такое количество пищи ребенок получает несколько раз в день с 6 до 7 месяцев. Обычно за этот довольно длительный период малыш успевает перепробовать практически все основные блюда, которые привыкли готовить в семье. То есть ребенок ест с общего стола. Само собой, что это не должна быть кулинарная экзотика, а обычные традиционные блюда, которые ежедневно готовит любая хозяйка. Следите за реакцией ребенка, ни в коем случае не перекармливайте его!

Далее, количество съедаемой малышом пищи постепенно увеличивается до нескольких чайных ложек, но помните, что никакая схема педагогического прикорма не заменяет грудное вскармливание, а дополняет его. Часто во втором полугодии жизни кормления грудью больше привязаны ко сну ребенка, а педприкорм он получает тогда, когда приходит время покушать маме. Даже после года, когда малыш может съедать уже достаточно большое количество твердой пищи, он продолжает запивать ее грудным молоком и прикладываться перед сном или просто так, когда ему хочется поближе пообщаться с мамой.

Правила педагогического прикорма

1. Не давать пробовать потенциальные аллергены. К ним обычно относятся ярких цветов овощи, ягоды, фрукты. Если ваш ребенок аллергик, вы можете попробовать педприкорм, но очень осторожно. Начните с гипоаллергенных продуктов. Давайте пробовать не более одного блюда в день и следите за реакцией малыша. Обязательно давайте ребенку грудь после прикорма. Исключите из своего питания все аллергены. Не давайте никакого прикорма в период обострения аллергии.

2. Не нужно готовить пищу совсем без соли, сахара и нейтральных для желудка (не острых) приправ. Не стоит беспокоиться о том, что во «взрослой» пище присутствует соль, сахар, приправы. Во-первых, их небольшое количество в любом случае попадает к малышу с грудным молоком, а во-вторых, количество этих веществ в микродозах столь мало, что не окажет существенного влияния на желудок ребенка, а будет, наоборот, способствовать его безболезненной адаптации к пище с общего стола.

3. Не дать ребенку потерять пищевой интерес. Не стоит потакать его пристрастиям (а они обязательно появятся), нужно предлагать разные продукты. Если малыш съел 3-4 чайные ложки одного блюда, но требует продолжения, отвлеките его и дайте что-то другое. До достижения полутора лет ребенок должен познакомиться со всем спектром блюд, которыми привыкли питаться в его семье.

Педагогический прикорм: за и против

К плюсам относят следующее.

1. Нет необходимости готовить еду специально для ребенка, выделять время на его кормление, постоянно пользоваться блендером, измельчать пищу или тратиться на баночки с готовым питанием, коробки быстрорастворимых каш. Ребенок с самого начала начинает кушать все с общего стола.

2. Хороший аппетит. Так как ребенку пища особо не навязывается, он кушает с удовольствием и сразу привыкает к тому, что ест вся семья. Сколько раз вы слышали от мамочек истории о том, что ребенка «невозможно ничем накормить». Это происходит вследствие того, что из кормления малыша делают целый отдельный ритуал, не допуская его к общему столу, потому что «еще рано», «испачкается», «обольется» и так далее. Классический педиатрический прикорм — это не слишком удачная схема прикорма в этом плане. А вот педприкорм помогает решить проблему.

Наблюдая за старшими членами семьи, которые с удовольствием уплетают свой обед или ужин, ребенок развивает свой пищевой интерес. Этому же способствует и то, что мама позволяет ему, по мере возможности, кормить себя самостоятельно. Важно, чтобы все члены семьи демонстрировали правильное поведение и отношение к пище, ведь малыш, как губка, впитывает все увиденное и услышанное.

3. Быстрое появление навыка кушать пищу небольшими кусочками, неизмельченную. Совершенствование навыка тщательно пережевывать пищу. В Интернете можно прочесть много жалоб мам на то, что их дети старше одного года еще не научились кушать не измельченную «в пыль» пищу. И по этой причине могут питаться только дома, где есть возможность измельчить супы, борщи, каши и прочее блендером. Дети на педприкорме куда более развитые и их можно уже с 9-10 месяцев спокойно оставлять с бабушками, у которых дома нет блендера и баночек с детским питанием. Детки покушают то, что и все остальные за столом.

4. Хороший, регулярный стул, если ребенок кушает некоторые овощи кусочками. Например, тыкву. Известно, что регулярный стул бывает у людей, кто питает особенную любовь к продуктам, богатым клетчаткой и кушает их кусками, тем самым отправляя большое количество клетчатки в кишечник. Там она разбухает, растягивает прямую кишку, провоцируя позыв на испражнение. Клетчаткой особенно богаты овощи.

5. Вся семья начинает питаться разнообразно и правильно. Не имеет значения схемы прикорма какие вы используете, педагогическая, педиатрическая ли методика вас больше вдохновляет, но ребенок должен питаться разнообразно. А значит, ежедневно на столе обязаны быть каши, овощи, фрукты, мясо и кисломолочные продукты.

6. Быстрое обучение самостоятельно пользоваться столовыми приборами и воспитание культуры поведения за столом. А этот навык очень пригодится в детском саду.

Минусы педприкорма таковы.

1. Опасность механической асфиксии. Маленький кусочек яблочка, кусочек обычного, не детского печенья, яблочка, морковки, маленький орешек и подобное очень опасно для детей вплоть до 3-4 лет жизни. Множество детских жизней это унесло. Если уж вы сажаете ребенка за общий стол, то позаботьтесь о том, чтобы никакая твердая пища, даже ее маленькие кусочки, к ребенку в рот не попали.

2. Аллергические реакции. При классическом прикорме продукты вводятся поочередно и очень медленно. Есть возможность отследить, на что ребенка отреагировал расстройством стула и сыпью на лице и теле. При педприкорме же это проблематично. Хотя тоже возможно, если мама не будет лениться и станет записывать все то, что семья кушала.

3. Вся семья вынуждена питаться по определенным правилам. Да, никаким чипсам, фастфуду, острому перцу, аджике, горчице и подобному на столе не место. По крайней мере пока… Это кушать в присутствии ребенка не стоит.

4. Необходимость частой уборки на кухне и стирки. Малыши, сидящие за столом со взрослыми, хватают пищу руками, размазывают по себе, по одежде взрослых, мебели и т. д. Что добавляет маме забот.

Доктор Комаровский о педагогическом прикорме говорит, как просто о модной тенденции, прихоти взрослых. И что данная схема появилась после того, как стало популярным кормление ребенка грудью по требованию. Нередко мамы дают грудь детям старше года раз в 30-60 минут. Естественно, что желудок малышей постоянно полон грудного молока, и у них совсем нет аппетита. Ну а таким образом, посадив их за стол со взрослыми, можно добиться, что они хоть что-нибудь съедят. Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ) тоже не считает педагогический прикорм единственно правильным и не лишенным недостатков. Данный термин не научный. Его ввел один из опытных консультантов по грудному вскармливанию. Потому интересоваться про педприкорм у своего педиатра, пожалуй, бессмысленно. Вряд ли он в курсе о том, что это такое.

Если вы побаиваетесь кормить ребенка постоянно с общего стола, можно попробовать частичное введение педприкорма. Например, иногда готовить ребенку отдельно, а иногда сажать за общий стол. Особенно это актуально в возрасте одного года, когда малыши любят все изучать, сидеть же в своем стульчике, «теряя время», они совсем не хотят.

Вы нашли ответ на свой вопрос? / Продолжите поиск: Для оценки зарегистрируйтесь или войдите

Педприкорм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *