Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики у детей

(32 голоса: 4.06 из 5)

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

Предлагаем развивающие игры для детей 3-4 месяцев. В этом возрасте ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Младенец стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам и манипулировать игрушками.

Для гармоничного развития ребенка необходимо делать следующее:

  • Стимулировать малыша фиксировать взгляд на неподвижных и движущихся предметах.
  • Побуждать к двигательной активности.
  • Активно использовать игрушки, издающие различные звуки.
  • Разнообразить тактильные ощущения: предлагайте различные по форме, величине и фактуре предметы для ощупывания ручками и ножками.

Как играть с ребенком 3 — 4 месяцев

Внимание! Обязательно во время игры находитесь рядом с ребенком. Все предметы, которые вы предлагаете должны быть безопасными. Начинайте делать упражнения по одной минуте, постепенно увеличивая время игры.

1. Для физического развития малыша важны упражнения, укрепляющие ноги. Привяжите к ножкам ребенка гелиевые шарики. При движении ногами шары будут двигаться — формируется причинно-следственная связь.

2. Яркие носочки с игрушками на ногах (в Май-Шопе, на Алиэкспресс) способствуют развитию координации движений. Чтобы помочь ребенку увидеть свои ножки подложите под бедра скрученное полотенце или подоприте ноги подушкой.

РЕКОМЕНДУЕМ

3. Положите ребенка на живот и поставьте перед ним развернутую книжку-гармошку (в Озоне, в Май-Шопе, в Лабиринте) с крупными контрастными картинками. Ребенок с интересом будет разглядывать рисунки, поворачивая голову из стороны в сторону.

4. Разместите мягкую игрушку на груди ребенка. Она будет удерживать взгляд ребенка долгое время.

5. Выложите малыша на животик и разложите перед ним деревянные цветные колечки от пирамидки (в Озоне, в Май-шопе). Яркие детали привлекут его внимание. В процессе игры младенец учится фокусировать взгляд на предмете.

6. Расстелите на полу полотенце и положите ребенка на спину. Под ножки подставьте неглубокий противень с теплой водой. Младенец болтая ножками, будет испытывать новые ощущения и слышать новые звуки.

7. Положите под ноги малыша папиросную оберточную бумагу. При ударе ногами, она будет шуршать. Ребенок получит новый чувственный опыт.

РЕКОМЕНДУЕМ
8. Выложите младенца на живот напротив зеркала. Он с удовольствием будет рассматривать свое отражение, наблюдать за мимикой и движениями ручек.

9. Положите малыша на мягкую подушку животом вниз. Рядом разместите неглубокий противень с водой и игрушкой. Пусть ребенок смотрит сверху-вниз на плавающую игрушку. Упражнение стимулирует младенца фиксировать взгляд на движущемся объекте.

10. Наполните небольшой тазик водой и поставьте на полиэтиленовую подстилку. Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ножки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Можно положить плавающую игрушку, которая будет покачиваться от колебаний воды.

11. Разместите дугу с различными подвижными и звучащими игрушками (в Озоне, на Алиэкспресс) на кроватке или расположите ребенка на коврике с игровой стойкой (в Озоне, в Май-Шопе) так, чтобы малыш мог достать до подвесных игрушек ручками или ножками. Лучше, чтобы игрушки висели на разной высоте. Старайтесь выбирать объекты разной формы из различного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает твердый и мягкий предмет, громкий и тихий звук. Малыш будет тренироваться захватывать предметы разной величины и формы. Подобное упражнение развивает координацию движений и моторику рук.


Книги «Развивающие игры с детьми»

(Кликните на изображение, чтобы узнать подробности).

  • мелкая моторика,
  • сенсорика

К началу

Игры с мячом

Игры с мячом являются развитием ребенка типа «возьми и дай».
Вначале, когда ребенок собирается ловить мяч, он вытягивает руки и ожидает его.
Затем ребенок хватает мяч обеими руками, при этом его пальцы выпрямлены.
Когда годовалый ребенок бросает мяч, он обхватывает его снизу, бросает в направлении вперед и вверх.
Ребенок в возрасте 2 — 3 года не может бросать мяч в каком-то определенном направлении и не может одновременно бежать и бросать мяч.
К пяти годам бросок мяча становится скоординированным и более направленным. Ребенку тяжелее поймать маленький мяч.

Когда ребенок играет с мячом, тренируются и другие органы чувств. Например:

Зрение: Ребенок следит глазами за мячом и фиксирует взгляд.

Слух: Он слышит, как мяч ударяется о землю или о стенку.

Осязание: Ребенок касается мяча ладонями рук.

Чувство суставов и мускулов: Он ощущает, какую силу он использует при бросании мяча.
Тренирует чувство направления и того, как далеко он сможет бросить мяч.

Равновесие: Бег и игра с мячом тренируются во многих играх с мячом. При этом у детей есть выход своей энергии; они учатся сотрудничать друг с другом.

Многие дети могут получать удовольствие играя только одним мячом.

К началу

Развитие умения резать

Резание является достаточно трудным для обучения навыком, так как значительные требования предъявляются к моторике, координации глаз и руки и мускульной силы. Ребенок не в состоянии резать по линии до тех пор, пока его рука не развита в достаточной мере и координация глаз и руки не достигла определенной зрелости.

1-2 года. Режет бумагу.

2-3 года. Режет глубокими надрезами.

4-5 лет. Режет зигзагами, вырезает круги и волны.

6 лет. Вырезает фигуры.

7 лет. Вырезает спиральные гирлянды.

Если моторика руки ребенка плохо развита, то не нужно тренировать напрямую ту хватку, которой ребенок не в состоянии овладеть. Нужно начать с использования различных материалов, чтобы развивать ощущения в кистях рук, например, глины, песка, воды, краски. Играйте в игры для пальцев рук, пойте песни с различными движениями пальцев, стройте сооружения из кубиков, нанизывайте на нитку деревянные бусы, составляйте из кусочков картинки-загадки и шейте.

К началу

Письмо

Наиболее трудным видом движений для ребенка является обучение письму. Ребенок со слабо развитой моторикой кисти руки должен значительно сконцентрироваться на «выписывании» слов и затем у него возникают затруднения с пониманием содержания. Если у ребенка недостаточно хорошо развита моторика кисти руки, то это повлияет на все результаты обучения его в школе.

Способность писать требует:

• хорошо развитой моторики кисти;

• явно выраженной доминирующей руки (правой/левой);

• координации между глазами и кистью руки;

• развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз (см. развитие зрения);

• восприятия и понимания картинок;

• распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;

• понимания нормальной речи и хорошего словарного запаса.

Школьник, испытывающий затруднения с письмом, не должен просто работать над навыком письма. Ему нужно заниматься (в том числе в игровой форме) так, чтобы тренировались упомянутые ранее навыки.

К началу

Порядок стимуляции кисти руки

Восприятие тела. Знание своего собственного тела, рук, кисти, пальцев, ногтей. Знание того, как называются эти части тела. Обучение с помощью игр и детских считалок.

Тактильная стимуляция. Тактильные ощущения в кистях рук тренируются с помощью различных материалов: песка глины, краски. Осязание является очень важным для развития способности оперировать правильным образом с достаточной точностью.

Кинестетическое восприятие. Способность ощутить напряжение и расслабление пальцев.
Ощущение того, какой из пальцев согнут или выпрямлен, не глядя на них. Научиться ощущать, что правое и что левое. Эти умения эффективно развиваются с помощью пальцевых игр и детских считалок.

Осмысленная хватка кистью. Тренируется с помощью таких материалов, как кубики, «Лего», различные конструктивные материалы и головоломки. Для этого можно также использовать рисование карандашом и красками, шитье, нанизывание деревянных бусинок на нитку и раскладывание деревянные бусинок квадратиками.

Противостояние большого пальца. Для того чтобы иметь возможность использовать кончики пальцев для осязания различных предметов, необходим большой палец, который может пододвинуть эти предметы к кончикам пальцев. Этот навык тренируется при помощи игр с пальцами, музыкальными тарелочками и куклами, одеваемыми на пальцы, глиной и с помощью резания ножницами.

К началу

Доминирование кисти руки

Мозг состоит из двух полушарий, правого и левого, и каждое из них управляет противоположной стороной тела. У новорожденного нет доминирующей стороны — он не использует одну руку больше другой примерно до годовалого возраста. В 3 года ребенок определенно использует какую-то одну руку для более трудных задач и пользуется обеими руками при выполнении более легких задач.
Типы предпочтения рук могут быть разделены на:

Полностью праворукие дети

Дети, которые почти всегда пользуются правой рукой для еды, питья, бросания мяча, резания и т.д.

Полностью леворукие дети

Дети, которые пользуются левой рукой с самого рождения и которые немедленно перекладывают предмет в левую руку, если он был дан им в правую.

Амбидекстры

Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения.
Дети-амбидекстры часто выбирают для выполнения какого-то определенного вида деятельности конкретную руку, даже если они могут хорошо делать это обеими руками. Такой ребенок может, например, рисовать левой рукой, в то время как он пользуется правой рукой для еды и резания ножницами.

Смешанное доминирование

Такой тип доминирования наблюдается у детей, которые используют одну руку, а затем вторую при выполнении различных видов деятельности.

Очень важно понаблюдать за ребенком и определить тот тип доминирования, который у него имеется, так как это помогает сделать так, чтобы доминирующая рука функционировала естественным образом во время выполнения различных действий.
Например, шестилетний Ричард, новичок в своей группе в центре дневного содержания, испытывает значительные затруднения с рисованием. Он судорожно держит мел вначале в одной руке, затем — в другой. Иногда он держит мел двумя руками. Этому сопутствует множество параллельных движений и гримас. После разговора с его матерью выяснилось, что она пыталась переучить Ричарда и заставить его пользоваться правой рукой. Следовательно, выяснение отношения родителей и их опыта к леворукости может дать эффективные результаты. В случае с Ричардом оказалось, что ему можно было помочь, так как у него было некоторое доминирование левой руки.

Потенциальные трудности для леворуких детей

• Приветствие (рукой) и помахивание рукой может восприниматься с некоторой неловкостью.

• Письмо в левом углу может быть более трудным, чем для праворуких детей.

• Большинство ножниц и других инструментов выпускается для праворуких.

Выяснение типа доминирования у детей

• С помощью выяснения того, какая предрасположенность унаследована. Есть ли у ребенка леворукие родители, бабушки или дедушки, братья и сестры?

• Какой рукой пользуется ребенок наиболее часто?

• Какой рукой ребенок в состоянии выполнять наибе трудные движения?

• Какая рука наиболее быстрая и надежная?

• Какая рука обладает наиболее развитой хваткой ручки столовых приборов?

Пользуется ли ребенок правой или левой рукой и степень доминирования этой руки можно увидеть, когда ребенок:

• сооружает что-либо из кубиков;

• причесывается;

• ловит мяч;

• чистит зубы;

• рисует;

• зажигает спичкой свечу;

• рисует кистью;

• сортирует маленькие предметы, такие, как бусинки, мешки и т.п.;

• пишет;

• нанизывает бусинки;

• играет, например, в теннис и настольный теннис;

• пользуется такими инструментами, как молоток и отвертка;

• режет ножницами.

Факторы, определяющие тип доминирования

В настоящее время никто не может дать точного объяснения, так как слишком мало известно о сложных процессах, происходящих в мозгу. У ученых есть целый ряд различных теорий на этот счет, но тем не менее существует несколько возможных объяснений этого явления:

• Тип доминирования является наследуемой характеристикой и он может быть ассоциирован с определенными родственниками.

• Многие люди становятся праворукими, так как именно для праворуких сконструировано большинство вещей.

• Неосознанное подражание родителям или близкому для ребенка человеку.

К началу

Развитие кисти руки

0-1 месяц:
Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.

3 — 4 месяца:
Хватательный рефлекс начинает угасать, так что ребенок может выпустить предмет, если взрослый забирает его. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, но не делает этого большим и указательным пальцами.
Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда, когда ребенок хватает что-нибудь, он держит этот предмет боком (вкось).

5-6 месяцев:
Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предметы всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может переложить игрушку из одной руки в другую. Бьет ложками и т.п. по столу — вверх и вниз.

8-9 месяцев:
Играет в игры типа «дай-возьми».
Может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о друга.
Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы (например, кубик) пальцами. Крутит и поворачивает предметы, которые он рассматривает.

1 год:
Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами (хватка «щипцами»).
Получает удовольствие от игры с различными окружающими его предметами.
Хватает сверху, тыльной стороной ладони наружу (хватка сверху).
Двигает руками, поворачивая их внутрь.

1 год и 6 месяцев:
Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит «башню» из трех кубиков.
Держит ложку, ухватив ее поперек ручки. Двигает руками, поворачивая их внутрь.
В состоянии самостоятельно есть, но много проливает. Держит мел и ложку поперек.
Строит «башню» из шести кубиков.
Бросает мяч в определенном направлении.

2 года и 6 месяцев:
При рисовании держит карандаш правой рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем.
Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет.
Удерживает большой мяч обеими руками, прижимая его к груди.

3 года:
Наливает воду в кружку.
Строит «башню» из восьми кубиков.
Держит карандаш высоко «перекрестной» хваткой.

3 года и 6 месяцев:
Рисует всей рукой и крепко удерживает мелок. Ловит мяч обеими руками.

4 года:
Начинает совершать дви жения кистью и пальцами.
Держит карандаш или ловит пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует.
Ловит большой мяч. Ловит маленький мяч, делая руками «чашку».
Часто знает, какая рука доминирует. Способен резать по линии.
Наливает воду в кружку одной рукой.

5 лет:
Держит карандаш у самого основания с помощью хвата большим пальцем.
Ударяет мячом о пол и ловит его обеими руками.
Рисует кистью, не нажимая сильно на бумагу.
Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч.
Вырезает зигзаги, окружности и волны.
Бросает большой мяч и ловит его.
Режет хлеб и намазывает масло.
Касается большим пальцем кончиков остальных пальцев. Скрещивает большой палец поперек ладони.
Бьет большим мячом в стенку и ловит его.
Вырезает фигуры.
Подбрасывает большой мяч в воздух и ловит его.
Обладает развитой хваткой пальцами (большим и указательным). Есть доминирующая рука.

7 лет:
Обладает взрослой внешней хваткой, когда держит ложку, пишет и рисует.
Самостоятельно нарезает продукты. Ест ножом и вилкой (руки помогают друг другу).
Ловит маленький мяч.
Может при письме свободно удерживать ручку. Вырезает фигуры в виде букв S, Z и спиралей.

Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.

К началу

Что помогает развивать моторику руки?

Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, т.е. глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисть руки, заставляя напрягаться и расслабляться.

Игры для пальцев с пением
Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кисти руки, эффективны игры для пальцев с пением. Например:

• Что такое большой палец?
• Большой палец встречает большой палец.

Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также языковое развитие.
Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаге и затем назвать пальцы на рисунке. Ребенок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами

Игры с мячом

Мяч всегда полезен для стимулирования развития кистей рук. Дети могут, например:

• Сесть в круг, бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное.

• Бросать мяч в стену.

• Играть в мяч парами.

• Кидать мяч друг другу.

• Играть одновременно с двумя или тремя мячами.

• Много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не дать упасть.

Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям — мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками.

Более сложными упражнениями будут следующие: положив руку на стол попытаться выпрямить только один палец, а затем вновь согнуть его, не вовлекая в движение всю кисть.

Противостояние большого пальца тренируется с помощью игр, в которых большой палец касается остальных пальцев, т.е. «пальцевых игр», выкладывания деревянных бусинок в форме квадрата, шитья, сортировки пуговиц и бусинок.

Упражнение для координации глаза и кисти руки в сочетании с моторной деятельностью выполняется на большой классной доске. Взрослый рисует мелом линию, которую ребенок «стирает» мокрой тряпкой. Таким образом, ребенок приобретает навыки движения рукой. Впоследствии рисуются вертикальные и диагональные линии, полуокружности и окружности. С помощью упражнений на школьной доске ребенок вначале приобретает навыки «крупных» движений. Когда он овладеет этим, то сможет, встав на гимнастическую скамью, выполнять то же самое движение рукой, что и взрослый.

Другим хорошим упражнением будет «рисование» колесиком, которое обмакнули в воду. Для того чтобы научиться правильному движению рукой и кистью, ребенку полезно во время рисования кисточкой и краской пользоваться пюпитром.

Тренировка асимметричных движений

Когда движение становится полностью автоматическим, должно быть возможным выполнение одной рукой какого-то одного движения, в то время как вторая рука выполняет другое движение. Например:

• совершать одной рукой круговое движение над головой, в то время как вторая рука делает круговые движения над животом;
• постукивать одним указательным пальцем вверх-вниз по поверхности стола, двигая вторым указательным пальцем взад-вперед.

Более трудное, движение — сделать так, чтобы большой палец касался кончиков других пальцев, делая это вначале одной рукой, а затем — двумя.
Потом можно касаться большим пальцем указательного на одной руке, в то время как большой палец касается маленького на второй руке. Обе руки должны двигаться асимметрично назад и вперед.
И, в заключение, то же самое движение может быть повторено с закрытыми глазами.
Это упражнение для детей труднее всего (но еще труднее оно для персонала). Однако, оно может дать некоторое представление о том, что некоторые движения, которые, как полагают взрослые (у которых такие движения стали автоматическими), являются совсем простыми, представляют для детей значительную трудность.

Стимуляция для определения доминирующей руки

У детей начинает развиваться латерализация полушарий и доминирование одной из рук, когда они приобретают некоторый уровень восприятия своего тела. Латерализация ассоциируется, главным образом, с помощью кинестетического чувства, и, кроме того, важным является зрение. Это означает, что, когда взрослый стимулирует доминирование одной руки ребенка, он должен начать со стимуляции мускулов восприятия всего тела. Ребенок должен вначале изучить свое тело, из чего оно состоит, как оно может двигаться и как называются различные части тела. Полезными играми и упражнениями для этого будут:

• Имитационные игры, например, «Сделай это, сделай то» (см. список игр).

• Пальчиковые игры.

• Закрыть глаза и указывать на различные части своего тела.

• Занятия с такими материалами, как глина, песок и акварельные краски.

• Упражнения на расслабление. Например, лечь на спину, положить руки на пол — расслабиться.

• Напряжение/расслабление.

• «Жареная рыба» (см. список игр).

• «Сырые и вареные спагетти» (см. список игр).

Постепенно становится возможным использовать более непосредственную стимуляцию:

• Упражнения для пальцев.

• Игры с мячом.

• Постоянно давать предмет в доминирующую руку ребенку.

• Научить ребенка различать его правую и левую стороны.

• Дать ребенку возможность учиться рисовать карандашом, красками, пользуясь доминирующей рукой.

К началу

Ильва Эллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ /
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; — Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.
Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Источник: Содержание книги «Право детей на развитие», Ильва Эллнеби

Развитие мелкой моторики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *