Ребенку 1 год

Содержание

Программа занятий с 1 года.

2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.
1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком «а-а-а») и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.


2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Еще вариант пальчиковой гимнастики — упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри — по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.
3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:
— Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор
— Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)
— Действия (упал- бух, качаться — кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)

-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
— Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.

4. Сенсорное развитие.

Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть
Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.
Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).
Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек — это ромашка и т.д.

5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
— пирамидку и сортер;
— простые рамки- вкладыши;
— пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
— лото на поиск пар (в приложении).

6. Упражнения Монтессори.
— Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
— Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
— Переливаем воду в стаканах.
— Рисуем на манке.
— Сортируем, например фасоль и макароны.
— Кидаем горох (фасоль) в бутылку.

7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.
Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)
-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);
-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);
-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение»Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;
-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).

8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.

9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка — в приложении.
Е.Железнова — диск можно посмотреть на сайте Музыка с мамой.
10. Физическая активность. Также в течение дня я решила добавить немного систематизированной физической активности, понятно, что детки целый день и сами прыгают, бегают, но хотелось бы привить привычку ежедневной зарядки на будущее. Список упражнений в приложении.

Скачать программу можно

Посмотреть марафон 10 занятий

Моя группа вк

Развитие ребенка 1 год

В годовалом возрасте можно определить психологическое развитие ребенка: его стремительное исследование всего, что есть вокруг, а также первые психологические кризисы, которые есть почти у каждого малыша.

Малыш в год начинает понимать, что он отделен от мамы, и благодаря этому начинается открытие внутри себя своего собственного «я»; кроме этого, психологически он осознает практически все, притом, что физически недостаточно развит.

Новые занятия не всегда доставляют малышу большую радость и приводят к психологическим сбоям (раздражению, капризам, истерикам и т.п.). Детские психологи считают, что это нормальная реакция годовалого ребенка, его просто нужно успокоить добрыми словами, проявив родительскую любовь и заботу.

В первый год жизни у ребенка появляется около двенадцати зубов (по четыре резца снизу и сверху и четыре коренных зубика). Однако не стоит переживать, если у вашего малыша нет стольких зубов, они могут появиться и на три месяца позже.

Многие родители часто волнуются, если у малыша плоские пяточки. В таком возрасте нельзя утверждать, что это плоскостопие. Такая форма стопы объясняется тем, что под кожей образовалась так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ребенок начнет постоянно ходить.

Рост ребенка

В первый год жизни ребенка вес и рост малыша увеличивается неравномерно (в месяц на 1-1.2 см и 100-300 г.). Пропорции тела изменяются постепенно: удлиняются ножки и ручки, животик становится более плоским. Считается нормой, что один малыш весит много, а другой меньше, важнее, чтобы развитие ребенка было стабильным.

Нормы роста и веса годовалого ребенка:

  • мальчик — от 8,9 кг до 11,6 кг;
  • девочка — от 8,5 кг до 10,8 кг;
  • рост обоих полов — от 71,4 см до 79,7 см.

Двигательное развитие ребенка

Малыш в годик свободно чувствует себя в доме или на улице: он может легко забираться на лестницу; брызгается и купается в детской ванночке, плавает, опускает под воду голову; танцует; подражает в каких-либо движениях взрослым. Любимой позой ребенка принято считать наклон вниз с упором головы в пол, когда он смотрит на окружающих и ожидает от них реакции.

Речь малыша

Когда исполняется малышу 1 год, можно сказать, он уже умеет разговаривать. Его речь – это, как правило, десять самых простых слов («дай», «на», «ма», «мама» и т.п.), иногда не совсем четких и сопровождающихся эмоциями. Если у ребенка не получается выразить словами, что ему нужно, он показывает на какой-либо предмет или плачет; способен общаться сам с собой (например, в игре).

В 1 год ребенок способен отличить «можно» и «нельзя», он хорошо понимает, когда его ругают и хвалят. Все слова, которые он слышит от окружающих, он осознает на интуитивном уровне; может подражать звукам и говорить слова с интонацией.

Сон ребенка в 1 год

Продолжительность сна играет огромную роль в развитии малыша. Важно придерживаться режима дневного сна, иначе ребенок будет трудно засыпать и просыпаться по ночам. В год ребенок должен спать: ночью не менее 8-ми часов, днем – дважды по 1.5 часа или один раз 3 – 3.5 часа.

Навыки в быту

В быту малыш приспосабливается постепенно и к году жизни имеет следующие навыки:

  • держит кружку и пьет из нее;
  • жует еду и накладывает пищу на вилку;
  • при умывании тянет руки к воде;
  • при раздевании и одевании сам поднимает ручки и ножки;
  • легко встает на ноги и самостоятельно ходит;
  • бегает, когда его держат за руку;
  • просится на горшок.

Общение с окружающими

Дети в годовалом возрасте неохотно контактируют с малознакомыми людьми, ведь они в полной мере неготовы принимать неизвестность социума. Они могут плакать или не играть с другими детьми. В год у малыша начинает развиваться чувство собственности, он знает свою территорию и может общаться только с близкими людьми, не хочет делить свои игрушки и тревожится, если теряет внимание родителей.

Познавательное развитие

Проследить, как ребенок познает окружающий мир и интересуется незнакомыми предметами и явлениями, можно при помощи нескольких игрушек. В год малыш хорошо мыслит и проявить свой ум может в сборе пирамидки как самостоятельно, так и повторяя за взрослыми.

Если малышу показывать различные действия с предметами или игрушками, он будет запоминать и станет повторять. К примеру, он ставить один кубик на другой, закрывать и открывать крышечки, причесывать куклу или укладывать ее спать.

Капризы и упрямство

Развитие психоэмоционального уровня может быть совершенно разным. Особенно это заметно в отношениях с разными людьми. Прослеживается следующая тенденция: чем меньше малыш знает человека, тем лучше его поведение. С мамой, которая много времени проводит с ним, он может капризничать, топать ногами и т.д. – психологи объясняют такое поведение желанием проверить, любит ли его мама и таким.

Как только он понимает, что его принимают капризным, он быстро успокаивается и ведет себя нормально, если же он видит, что родители его капризы отталкивают, может вести себя подобным образом и всю дальнейшую жизнь.

В год ребенок начинает выражать свою самостоятельность и может проявлять настойчивость, если же ему не удается получить желаемое, способен закатить истерику. В этом случае необходимо помочь справиться ему с негативными эмоциями и ни в коем случае не накалять обстановку.

Что должен знать ребенок в год?

В большинстве случаев, то, что умеет малыш в год своей жизни, зависит не только от его способностей, но и от усилий родителей. Кроха многого не знает и единственные помощники в этом – это мама и папа.

Хорошо развитый ребенок в год начинает продумывать наперед, что нужно сделать, чтобы получить то, что ему нужно. В основном это желание достать какой-нибудь предмет, который высоко лежит. Малыш будет пытаться подвинуть стул, залезть на него и т.п. Важно поспособствовать ему в этом, например, поставить скамеечку, чтобы он мог достать со стола пульт от телевизора и попытаться включить его.

Необходимо следить за развитием зрения малыша. В год ребенок должен пытаться различать цвета. Для этого специалисты используют метод цветовой стимуляции (разноцветные картинки, игрушки или одежду разных цветов). Интерес к такой игре проявляется и ребенок на подсознательном уровне начинает учить цвета. Также можно использовать игрушки разных размеров, например «матрешки» или коробочки; ребенок заострит внимание и на этом.

Немаловажной составляющей в развитии годовалого малыша является тяга к искусству. Ребенок должен уметь рисовать самые простые образы, поэтому стоит уделить несколько минут рисованию цветными карандашами.

Как развивать ребенка в год?

Существует несколько способов, при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость, дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка, можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»; можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

Развивающие игры для детей от 1 года до 1 года и трех месяцев

Примерные игры-занятия с ребенком 1 г.-1 г. 3 мес.

Программное содержание

Ребенка учат выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень 5 одинаковых колец, вкладывать полые предметы (меньший в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы) меньший большим. Малышу показывают, как можно собрать игрушку из 2-х частей (матрешку, бочата). В играх с ребенком используют предметы, сделанные из различных материалов (металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань), издающие различное звучание (колокольчик, бубен, погремушку).

Занятие с кубами

Цель: В процессе практических действий знакомить ребенка с особенностями куба — устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: 8 кубов одного размера (4 см) и цвета помещены в две коробки размером 10x10x3 см и 5х5х15 см

Ход занятия: Мама дает ребенку плоскую коробочку, закрытую крышкой. «Что там?» — спрашивает взрослый, встряхивая коробочку. Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. Мама учит малыша действию последовательного выкладывания предметов, то есть один за другим. В конце пустая коробочка показывается малышу: «Нет! ничего нет!» Коробка закрывается крышкой и встряхивается: «Не гремит. Пустая коробочка» — констатирует мама. Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: «Тук-тук! Что там?» Мама наклоняет высокую коробочку и один за другим, приемом встряхивания, передает малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: «Нет! Ничего нет!» В третьей части занятия мама с ребенком строят башенку, а затем поезд. Кубы накладываются вертикально или прикладываются один к другому в горизонтальной плоскости.

Занятие с цветными колпачками

Цель: На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) — «колпачками».

Материал: 8 разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.

Ход занятия: Мама ставит перед малышом игрушку — колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Мать придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, затем следующий за ним. Обращает внимание крохи на цвет каждого колпачка и последовательно (в ряд) выстраивает один за другим. Во второй части занятия мама на глазах ребенка «свертывает» все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается. Затем малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему хочется. На последующих занятиях мама показывает, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший.

Занятие с матрешкой

Цель: Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, появляется вторая, маленькая. Материал: Две игрушки — большая и маленькая. Из коробок вырезается или методом перегиба картонной планки делается два столика: большой и маленький.

Ход занятия: Для игры с матрешками можно придумать занимательный сюжет. Например, они могут кататься на машинках, танцевать, играть «в прятки»: прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком. В конце занятия мама предлагает «напоить» их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики, большую — за высокий (большой) столик; маленькую — за низкий (маленький). Чашки подготавливают заранее, из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой. Мама ярко обыгрывает ситуацию чаепития, матрешки благодарят ребенка. Взрослый еще раз закрепляет полученные малышом знания, показывая матрешку маленькую и матрешку большую. Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, просит показать, где «большая», а где «маленькая» матрешечка. Величина предметов подчеркивается голосом (у маленькой — голосок тоненький). Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.

Занятие с колечками

Цель: Учить выполнять действие нанизывания на стержень. Учить ребенка брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку. Материал: Пирамидка — одноцветные кольца (диаметром не менее 8—9 см, 5—6 шт.) на стержне.

Ход занятия: Перед ребенком лежит 5—6 колец одинакового размера. Мама побуждает малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учит ребенка брать кольцо кончиками пальцев. «Соберем пирамидку!» — предлагает мама. Она первая придвигает к себе стержень и опускает на него кольцо. Затем предлагает повторить ее действие. Если малыш затрудняется, мать его ручкой выполняет действие, или снова повторяет показ. Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается в верхней его части, падая на опору, издает звук. «Тук!» — весело комментирует мама, побуждает повторить звукоподражание. Затем пирамидка собирается полностью. Мама акцентирует внимание ребенка на результате его «работы». Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала. Можно повторить сбор пирамидки с кольцами другого цвета. Таким образом, малыш видит собранные им две пирамидки разного цвета. Мама подчеркивает их цвет.

Занятие с шариками

Цель: В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.

Материал: 8 шаров (диаметром 4 см) одного размера и цвета. Лоток для скатывания шаров.

Ход занятия: Мама предлагает ребенку коробку с шарами. Ребенок действует с коробкой, выбирает шарики, они раскатываются. Мама прокатывает то один, то другой шарик к ребенку. Занятие можно проводить сидя на ковре. Затем мама берет коробочку и предлагает малышу пo одному принести шары, которые вновь собирают в коробку. В следующей части занятия ребенка учат скатывать шары по желобку. Его можно сделать из картона. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.

Занятие «Что в кастрюльке?»

Цель: Знакомить ребенка с различными предметами, помогать ему запоминать их названия.

Материал: Набор «овощи» (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор «овощи».

Ход занятия: Мама показывает ребенку кастрюльку: «Что там?» Малыш открывает крышку и выбирает овощи. Мама предлагает их рассмотреть. Она вкладывает в руки ребенка то один предмет, то другой, предлагает провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. «Это — огурчик зеленый, это — морковка», — говорит она. Предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Ознакомление с предметами домашнего обихода. Ребенка 1 г.— 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели (стол, стул, кровать), посуды (ложка, тарелка, чашка), одежды (шапка, платье, туфли). Обращают внимание малыша на их назначение и способы действий с ними. Знакомят с простейшими транспортными средствами (коляска, тележка, каталка). Показывают автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся). Показывают животных, живущих рядом: кошку («киса»), собаку, птичек. Отмечают особенности каждого животного (глаза, хвост, уши).

Инсценирование с помощью игрушек.

Взрослый проводит показ несложных сюжетов с помощью игрушек среднего размера, например с куклой, матрешкой, уточкой. Включает в инсценирование игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку). Проводит с этими игрушками показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании с куклой закрепляется представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка).

Рассматривание картинок

Ребенка учат узнавать изображения знакомых предметов. Для рассматривания предлагают картинки, на которых изображен один предмет, без дополнительных деталей, в статическом положении (кукла «ляля», собачка «ав-ав», уточка «га-га»).

Знакомство с художественной литературой

Ребенку можно читать несложные произведения фольклора (потешки, песенки, побасенки), в содержании которых отражены доступные его пониманию разученные действия («Ладушки», «Сорока- ворона», «Пальчик- мальчик»). К 1г. 3 мес. кроху учат понимать несложный сюжет, выраженный в стихотворной форме («Гуси-гуси», А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»).

Занятие с куклой

Цель: Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям (кукла — «ляля», собачка — «ав-ав»). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание. Учить малыша по картинке узнавать знакомые предметы, называть их облегченными словами.

Материал: Кукла среднего размера (30—40 см), собачка (20—25см). Две картинки, на которых изображена кукла и собачка.

Ход занятия: Мама убирает игрушки, так чтобы малыш вначале занятия их не видел. Она привлекает ребенка веселым разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, затем разыгрывает сценку: раздается стук. «Кто-то идет к нам в гости», — говорит мама; перед глазами малыша появляется куколка. «Кукла — «ляля» пришла к Саше (имя ребенка)», — поясняет мама. Кукла здоровается, если малыш хочет взять ее в руки, мама отдает, но действия ребенка комментирует: «Где у «ляли» глазки (ручки, ножки, ротик, носик)? (показывает), а где у Сашеньки? (показывает). Затем просит повторить: «ляля» и тут же уточняет: «Кукла». Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: «Вот «ляля» — кукла на картинке. Где «ляля?» — Вот! На картинке -«ляля». В следующей части занятия внезапно раздается лай и появляется собачка, кукла прячется. Аналогично первой части проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово «ав-ав». В третьей части занятия вновь появляется куколка, собачка радуется встрече с ней. Еще раз мама пытается ввести в активный словарь: «ляля», «ав-ав». Просит повторить их. Показывает картинки: «Где «ляля»?», «Где «ав-ав»?» Если дитя затрудняется, мама отвечает за него.

Занятие с игрушечным автомобилем (машиной).

Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями предметов и игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Учить понимать слова, обозначающие действия предмета («Машина — «би-би» — поехала, остановилась»)

Материал: Игрушечная машина с кузовом, кукла. Примечание: игрушки должны быть соразмерны друг другу, машина 30—40 см, куколка 20—25 см.

Ход занятия: Мама приглашает малыша поиграть. За дверью раздается звук бибикающей машины. «Что это? Слышишь: «би-би-би»?» В комнату въезжает машина. Примечание: мама находится в проеме двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так взрослый усиливает ориентировочную активность малыша. Во второй части занятия разыгрывается сценка поездки машины, вводятся новые слова — «би-би» поехала: «би-би-би», машина гудит: «би-би-би». «Как гудит машина, повтори!» — просит мама. В процессе занятия взрослый акцентирует внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала. В активный словарь ребенка мама пытается ввести слова: «би-би» и «бибикает», в конце строит предложение: «Биби бибикает». В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: «Ляля» поехала; остановилась «би-би». Сценка «кукла в машине» разыгрывается ситуативно, взрослый придумывает разные несложные коллизии сюжета, забавляя малыша. Вводит новые и повторяет знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Активизирует речь самого ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости. Примечание: Занятия необходимо повторять 2—3 раза, усиливая впечатления и закрепляя знания малыша.

Чтение потешки «Ладушки-ладушки»

Цель: Учить детей подражать игровым действиям, формировать чувство ритма.

Ход занятия: Мама играет с ребенком, читая наизусть: — Ладушки, ладушки! (Ребенок хлопает ладошками)
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку. (Ребенок делает ручками «фонарики»)
— Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька, (Ребенок наклоняет вперед головку)
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у… (Малыш разводит ручки)
Домой полетели, (Машет кистями рук)
На головку сели,
Ладушки запели. (Ребенок кладет ручки на головку) Потешка повторяется.

Занятие — игра «Поручения»

Показ предметов в действии. Разыгрывание с несколькими предметами несложного сюжета с использованием обобщения действий («Собачка села. Кукла села. Саша сел на стульчик»). Игра «Поручения» это выполнение словесного поручения, состоящего из одного действия при участии и помощи взрослого.

Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями действий куклы, матрешки, собачки, людей. Учить понимать общеупотребительное название этих действий (ходить, упасть, сесть, лечь). В активной речи допускать их замену облегченными словами (Кукла — «ляля», ходит — «топ-топ-топ»).

Материал: Кукла, собачка (мишка, Буратино).

Ход занятия: Игра с предметами разворачивается ситуативно. Взрослый придумывает сюжет, исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, вначале пришла матрешка, затем — собачка, и так далее. Затем они поочередно садятся, танцуют, поют. «Матрешка танцует, собачка танцует, кукла танцует», говорит взрослый.

Показатели развития ребенка к 1 году 3 мес.

Ведущие линии развития
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Социальное развитие Речевое развитие Моторное развитие Культурно-гигиеническое воспитание
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами Сюжетно-отобразительная игра Эмоциональное воспитание в процессе общения Ознакомление с окружающим. Развитие речи Общие движения Навыки в быту

1. Знает и находит по просьбе взрослого объемные геометрические фигуры: куб и шар.

2. Играя, различает два разных по величине предмета: большой и маленький (матрешки, елочки, кубики, грибочки)

3. Снимает и нанизывает на стержень 5 одноцветных колец.

4. Последовательно снимает предметы-вкладыши (кубы, цветные колпачки).

5. Накрывает меньший предмет большим: «колпачок спрятался».

6. По примеру взрослого проталкивает в шароброс шарики.

7. Ставит кубик на кубик («домик», «башенка»).

8. Прокатывает с лоточка шары (по просьбе взрослого).

1. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куколку, укачивает мишку) Переносит знакомые действия с одного предмета на другой. Например, нанизывает на стержень кольца одинакового размера. Затем по просьбе взрослого выполняет то же самое с шариками.

2. Подражает действиям домашних: кашляет как дедушка, «читает» газету как папа, «говорит по телефону» как мама.

1. Привязан к близкому человеку,

Скучает в его отсутствие.

2. Узнает по голосу близкого взрослого.

Узнает его на фото.

3. Стремится к игровому взаимодействию со взрослым.

4. При соответствующем воспитании доброжелателен к другим детям.

5. Напряженно себя чувствует в присутствии посторонних, незнакомых ему людей.

1. Хорошо ориентируется в комнате, понимает просьбы: «подойди к кроватке», «сядь на стульчик» и т.п.

Понимает и показывает «Где Саша купается?» (ванная комната), «Где Саша кушает?» (кухня).

2. Показывает по просьбе взрослого части лица у человека, идентифицирует их у животных, находит в сюжетной игрушке.

Речь активная

Пользуется лепетом и облегченными словами (машина – «биби», уточка – «гага»).

Речь понимаемая

Значительно увеличивается запас понимаемых слов.

1. Ходит самостоятельно.

Может самостоятельно менять направление движения.

В случае затруднений в ходьбе может переходить на ползание.

2. Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.

3. Выполняет по слову взрослого разученные движения ручками: «фонарики» (вращение кистями рук); «до свидания» (машет ручкой); «ладушки» (хлопает в ладоши).

1. Уверенно держит в руках чашку с жидкостью. Самостоятельно подносит ко рту, пьет.

2. Удерживает ложку в кулачке, может самостоятельно есть густую пищу из глубокой тарелки (помощь взрослого необходима: докармливает малыша другой ложкой).

3. При одевании помогает маме: подает платочек, шапочку.

4. При соответствующем воспитании начинает сообщать о своих физиологических потребностях (проситься на горшок).

Правда, физические изменения, которые произойдут с ним на втором году жизни, не столь впечатляющи по сравнению с теми, что вы наблюдали в первый год. Тем не менее в начале второго года вы будете иметь дело с плохо управляемым пухленьким существом «на колесиках», а в конце — с маленьким человеком, не только разум, но и тело которого претерпели заметное развитие.

Поскольку в этом возрасте ваш малыш, как и все его сверстники, невероятно подвижен, вам волей-неволей придется поплясать под его дудку. Вам, безусловно, понадобятся чувство юмора и стоическое отношение к беспорядку. А еще вам практически все время, лишь с перерывами на сон, будет необходимо знать, что происходит с малышом, а также со всеми людьми и предметами, которым довелось оказаться у него на пути. Вы постоянно должны быть уверены, что с ребенком все в порядке, что он в целости и сохранности.

Ребенок потребует от вас неусыпного внимания, напряжения умственных способностей, ощутимой затраты физических сил, а иногда и владения искусством выживания в экстремальных условиях. Следует заметить, что молодые, неопытные родители нередко совершают здесь большую ошибку. Они словно очерчивают вокруг ребенка незримый круг, пребывание в котором кажется им безопасным, и запрещают малышу высовываться за границы этого пространства. Но дело в том, что подросших деток мало лишь оберегать, лелеять, баюкать, поить, кормить и содержать в чистоте (причем не только их, но и все вокруг). Они крайне нуждаются еще и в общении со значимыми для них личностями, которых можно обожать. «Господи, дай мне сил пережить этот день», — то и дело взывают к Богу родители (чаще всего часов в пять вечера). Но за этой просьбой должен следовать постскриптум: «Господи, помоги мне понять то непостижимое создание, которое Ты мне вверил! Научи меня смирению и дай мне способность им восторгаться, что бы он ни натворил». Не забывайте, что и теперь, когда ваш малыш сеет на своем пути разруху и выпивает из вас все силы, он устроен не менее дивно, чем в те дни, когда мирно сосал пальчик в материнской утробе.

Потребность в молитве станет для вас гораздо более насущной, потому что малыш начнет демонстрировать миру истину, которая очень болезненно воспринимается родителями, но почти не замечается ученейшими педагогами и богословами. Она состоит в том, что маленькие дети не являются изначально добродетельными. Они неспособны к самоотверженным поступкам и незнакомы с доброжелательностью. Они не считаются со взглядами и потребностями других людей. К малышам нельзя применить известный педагогический термин «tabula rasa» («чистая доска», «чистый лист»), который впервые использовал еще Аристотель, сравнивший сознание маленького ребенка с покрытой воском дощечкой для письма — табулой. Разгладив воск, человек стирал написанный ранее текст и использовал чистую дощечку снова. Так и ребенок, по мнению Аристотеля и множества других ученых и педагогов от времен Древней Греции и до наших дней, появляется на свет с чистым сознанием.

Нет, вряд ли вы «впишете» в душу малыша абсолютно все, что считаете нужным и должным. Маленькие дети обладают железной волей, безграничной энергией и яркими эмоциями. Они неустанно предъявляют миру свои требования и во весь голос выражают протест, если чем-то неудовлетворены. Малышей не надо учить хватать, яростно выть, швырять, валиться на пол и колотить по нему ногами, драться, кусаться и без зазрения совести пренебрегать вами и прочими ближними. Если у вас остаются хоть малейшие сомнения в падшей природе человечества (что горестно доказывается в третьей главе Книги Исхода и неумолимо подтверждается каждым новым поколением людей), то вам следует некоторое время тесно пообщаться с ребенком, только что научившимся ходить.

Вашим ответом на суровую правду жизни должно стать, насколько это возможно, уравновешенное, преисполненное любви и спокойствия отношение и умение не впадать в крайности. Если вы никак не способны представить, что однажды ваш очаровательный, сладенький, невиннейший ангелочек бросит вам яростный вызов («О, нет! Только не моя крошка!»), то уже в ближайшее время вы испытаете настоящее потрясение. Если вы не подготовитесь к этим вызовам загодя и не научитесь давать им твердый отпор, то скоро обнаружите, что живете рядом с несчастным и неудовлетворенным двух-трехлетним созданием или даже с самым настоящим тираном в миниатюре.

Но если вы намереваетесь встречать все отклонения от этических норм резкими, колкими словами и железным кулаком, то не сможете как следует воспитать ребенка — сформировать его характер, привить ему нравственные ценности и стать для него образцом для подражания. В случае «железной руки» хорошее поведение которого вы добьетесь от ребенка, будет основано на животном страхе. В подростковом возрасте накопившиеся в детской душе обиды и подавленный темперамент доставят вам немало горьких минут.

В любом случае в месяцы, о которых мы ведем речь, — а они пролетят гораздо быстрее, чем вы себе представляете, — характер малыша будет определяться вашим с ним общением. На втором году жизни ему все так же необходимо знать и чувствовать, что вы любите его горячо, безусловно и безоговорочно и в то же время несете за него огромную ответственность (а он пока никакой ответственности не несет). Если к двум годам (или немного позже) ребенок не сможет этого уяснить, то в будущем вам с ним придется очень трудно. Его стиль общения с родителями и другими близкими ему людьми, как приятными во всех отношениях, так и настойчиво пытающимися его «воспитывать», станет гораздо более определенным к третьему дню рождения и может сохраниться на долгие годы.

Но для того чтобы вырастить здорового, довольного жизнью малыша, вам вовсе не обязательно быть образцом совершенства. Если вы допустите какие-то ошибки или в течение нескольких недель будете идти в неверном направлении, это не разрушит его жизнь. Господь предоставил родителям достаточно времени для того, чтобы они могли научиться всему необходимому, а детей снабдил основательным запасом прочности. Так что сделайте глубокий вдох, пристегните ремни безопасности, встаньте на колени (не только для того, чтобы собрать разбросанные по полу игрушки) и посреди всех трудностей не забывайте иногда отступать назад и смотреть на ребенка немного издалека, чтобы не переставать дивиться тому маленькому чуду, которое вы ведете по жизни.

Физическое развитие

Рост, вес и другие показатели физического развития

Если только вы уже не сделали этого во время одного из плановых медицинских осмотров, взгляните на кривую роста вашего ребенка, имеющуюся в его медицинской карте.

А еще лучше попросите врача или медсестру разрешить вам сделать копию, чтобы дальше вы могли чертить ее самостоятельно. Вы заметите, что за второй год ребенок вырастет гораздо меньше, чем за первый. Здоровый годовалый ребенок весит раза в три больше, чем при рождении, но между годом и двумя он наберет всего лишь полтора—два с половиной килограмма. На втором году жизни и мальчики, и девочки вырастают примерно на десять сантиметров, то есть прибавляют вдвое меньше, чем за первый год. Интересно, что, хотя окружность головы увеличивается всего на два-три сантиметра, к двум годам она составляет уже 90% от той длины окружности, которая будет у вашего ребенка, когда он станет взрослым.

Между годом и двумя разброс значений кривой роста оказывается более значительным, чем у детей до года. У большинства людей рост зависит в основном от наследственности, так что когда минуют первые полтора-два года, будет легко предсказать, как ваш детеныш станет расти в дальнейшем, если только не возникнут непредвиденные обстоятельства или ребенок не страдает какой-либо хронической болезнью. Если малыш растет не столь быстро, как ожидалось — то есть поначалу все было в порядке, а затем прибавки в росте и весе стали значительно ниже ожидаемых, — то, вероятно, у него возникли какие-то проблемы со здоровьем или с питанием. В этом случае педиатр порекомендует обследовать ребенка.

Даже если ваш ребенок не слишком вытянется в длину и раздастся в ширину, все равно между годом и двумя он постепенно начнет терять младенческий вид. Руки и ноги его сделаются длиннее и тоньше (ведь он очень много ими работает), а животик перестанет так сильно выдаваться вперед. Личико малыша будет становиться все менее круглым, и его черты, хотя и очень привлекательные, но еще нечеткие, приобретут большую определенность и дадут некоторое представление о его будущей внешности. Так что, глядя, как ваша радость с упоением дует на две вставленные в именинный пирог свечи, не удивляйтесь, если вдруг поймаете себя на мысли: «Неужели это мой малыш?».

Как мы уже говорили в предыдущей главе, первые шаги ребенок может сделать за два-три месяца до своего первого дня рождения, но может и подождать еще несколько месяцев. К полутора годам он, скорее всего, уже основательно напрактикуется в этом занятии. И хотя дети, которые начинают ходить раньше других, не имеют каких-то особых преимуществ перед малышами, не спешащими пуститься в эту авантюру, их походка становится устойчивее немного раньше. Широко расставленные ноги, наклон вперед, попытки удержать равновесие с помощью рук и вывернутых стоп, постоянные падения — все это отойдет в прошлое, и походка ребенка станет более совершенной. Падать он будет гораздо реже, овладеет умением маневрировать и — что доставляет превеликое удовольствие многим детям — способностью во время ходьбы держать что-то в руках.

Родители, наблюдая за своим ковыляющим по комнате отпрыском, могут удивиться его манере ставить ножки. Не слишком ли он их выворачивает? Вроде бы одна нога смотрит в ином направлении, чем другая? Поначалу дать однозначные ответы на эти вопросы очень трудно. Но если вы видите, что ноги ребенка развернуты под разными углами, попросите врача посмотреть, как ваш малыш шествует по коридору поликлиники. Если что-то не так, то придется показать его ортопеду.

Выравнивание походки у множества начинающих ходить детей — дело времени, и все проблемы обычно решаются сами собой по мере того, как улучшается координация движений. Но явная хромота или внезапное нежелание ходить, хотя ребенок прекрасно знает, как это делается, явления ненормальные. Тут нужно как можно скорее посоветоваться с врачом.

Зрение, слух и разговоры

Нормальный годовалый ребенок видит достаточно хорошо, чтобы различать небольшие предметы, находящиеся на противоположном конце комнаты, или пролетающий по небу самолет. Зрение, вероятно, окончательно установится у него годам к двум, хотя строго определенных «нормальных» сроков здесь тоже не существует. Если, прежде чем заняться какими-то предметами, ребенок подносит их близко к глазкам или вам кажется, что он не умеет следить взглядом за движущимися предметами, надо показать малыша офтальмологу (иначе говоря, глазному врачу). В идеале это должен быть детский офтальмолог — врач, специализирующийся на глазных болезнях у детей, хотя многие офтальмологи работают со всеми возрастными группами. Педиатр (детский терапевт) может определить остроту зрения годовалого ребенка только в том случае, если он получил специальную подготовку и имеет необходимое оборудование. Обращение к офтальмологу необходимо и в тех случаях, если ребенок сильно косит (пусть только временами) или если его глаза движутся несинхронно.

В то время как проблемы со зрением для годовалых детей не слишком характерны, со слухом дела могут обстоять сложнее — он может резко снижаться при отитах и простудах, вполне в этом возрасте обычных. В результате такого рода недомоганий за одной или за обеими барабанными перепонками скапливается густая жидкость. Если в течение нескольких недель или месяцев вы не будете уделять лечению простудных заболеваний должного внимания, то у ребенка может случиться задержка в развитии речи.

При малейшем подозрении, что у малыша не все ладно со слухом, обязательно покажите его отоларингологу (в просторечии — врачу «ухо-горло-нос»), и чем скорее, тем лучше. И хотя ваш педиатр сам может определить, скапливается ли за барабанной перепонкой жидкость и есть ли у ребенка какие-либо другие проблемы с ушами, основательная проверка слуха у детей этого возраста требует специальной подготовки и оборудования. Относительно новая и совершенно безболезненная процедура под устрашающим названием «аудиометрия ствола мозга» может дать представление о слухе ребенка без участия самого малыша. Но вам, скорее всего, придется преодолеть некоторое расстояние до медицинского учреждения, где есть нужный прибор. Если педиатр советует провести такое обследование или проконсультироваться с отоларингологом, сделайте это, не раздумывая.

Еще через какое-то время у вас появится уникальная и очень важная возможность помочь ребенку усовершенствовать речь. Для этого вовсе не обязательно иметь педагогическое образование, ученую степень или окончить какие-ни-будь специализированные курсы. Просто вы должны «подключаться» к малышу, когда он рядом. Хорошенько настройте свою «антенну», приготовьтесь уделять внимание будущему болтунишке и разговаривайте с ним, разговаривайте, разговаривайте…

Пользуйтесь любопытством малыша. Когда он приближается к вам, держа в руках некий предмет или на что-то показывая, и при этом издает некие звуки (интонация на конце может повышаться, как при вопросе — «Мячик?»), значит, он нуждается в вашем внимании. Назовите этот предмет и скажите о нем что-нибудь простенькое («Да, это Мишин мячик»). Разумеется, ребенок не нуждается в лекции о футболе, но не бойтесь сказать ему больше, чем он, по вашему разумению, способен понять.

Разговаривайте с ним, занимаясь домашними делами. Скажем, малыш наблюдает, как вы разбираете платяной шкаф. Это дает вам двойную выгоду: во-первых, вам будет не так скучно заниматься разборкой, а во-вторых, у вас появляется прекрасная возможность назвать все имеющиеся в шкафу вещи и объяснить, что вы с ними делаете. Помните, что маленький «компьютер» работает постоянно.

Читайте малышу. Чтение сказок и простых рассказов, особенно на ночь, — занятие высоко окупаемое. Так что пришла пора к нему приступить, если только вы этого уже не сделали. (Пусть ребенок обязательно видит, что именно вы ему читаете. А если он обнаружит на картинках что-то интересное, назовите нарисованные предметы или расскажите о том, что там происходит.) Интерес малыша к окружающему и восприятие им мира станут гораздо более глубокими после того, как он пройдет годовой курс чтения вслух. К двум годам он уже сможет восполнять пропуски в хорошо знакомых ему сказках и рассказах (как намеренные, так и случайные), с нетерпением ожидая свои любимые эпизоды и к месту произнося отдельные слова.

Будьте со словами осторожнее!

Помните, что с ребенком надо разговаривать правильно, отчетливо выговаривая слова. Беседуйте с ним спокойно и ласково, не подражая его лепету, не переиначивая слова на его лад, даже если из уст вашего малыша они звучат просто очаровательно.

Не делайте из чтения вслух проблемы: если ребенок не намерен слушать вас все то время, которое вы собирались отвести на чтение, лучше оставить его в покое. Перед сном малыш, скорее всего, будет слушать вас с большим вниманием, поскольку в это время дети готовы с упоением предаваться любым занятиям, способным отсрочить момент отхода ко сну, но днем они могут оказаться менее сговорчивыми. И не возлагайте особых надежд на то, что Курочка-Ряба, бабка и дедка или медведь из сказки про теремок возьмут на себя обязанность заниматься развитием речи вашего ребенка и снабдят его необходимым жизненным опытом. Даже если они и заинтересуют (скорее всего, ненадолго), люди, уделяющие внимание ему самому, сослужат малышу куда как большую службу.

Руки, ум и безопасность

На втором году ребенок продолжит свою исследовательскую деятельность, пытаясь разобраться со всем, что ему попадается. Его способность брать в руки, вертеть, теребить (и так далее) самые разные предметы — и большие, и маленькие — будет успешно развиваться, а координация движений значительно улучшится. К концу второго года он будет с наслаждением лепить из пластилина нечто абстрактное и рисовать цветными карандашами и мелками (желательно, чтобы юный художник делал это не на стенах недавно отремонтированной квартиры). А то возьмет да и свалит в кучу разные предметы, а потом расшвыряет их по полу. Или попробует соорудить пирамидку, продевая палку в колечки разной величины. Многих малышей безумно интересует все, что движется. Колесики у игрушечной машинки, педали велосипеда, забытая старшей сестрой кукла, у которой так забавно вертятся шея и ноги, и просто-напросто крышка от сковороды, с грохотом упавшая на пол, — все эти вещи могут стать объектами самого пристального интереса.

Между полутора и двумя годами большинство детей начинают питать неистовую любовь к разного рода мячам, мячикам и шарикам. Ведь это так здорово — брать их в руки, катать, бросать, смотреть, как они прыгают, бегать за ними!

Еще раз напомним: берегитесь маленьких предметов (например, кусочков мозаики) — они имеют обыкновение попадать в рот, и ребенок может случайно их проглотить. Лучший вариант из всех возможных: курите малышу недорогой надувной мяч 25—50 сантиметров в диаметре. Он легкий и не нанесет особого ущерба. Когда игра с мячом подошла к концу, а ребенок не хочет класть его на место, пусть просто походит по дому или по квартире, держа его в руках. А еще такой мячик можно сдувать и снова надувать — согласитесь, занятие весьма увлекательное.

Ко второму дню рождения иногда уже можно определить, какой рукой предпочитает пользоваться ребенок, — правой или левой. Но ничто не мешает ему держать ложку в правой руке, рисовать левой, а мяч бросать обеими. Не пытайтесь закрепить привычки, касающиеся рук, и не переучивайте малыша. Когда настанет час, ребенок сам решит, какая рука у него ведущая.

На втором году дитя существенно пополнит свои знания об окружающих предметах. Понимание, что вещи постоянны, то есть существуют и тогда, когда малыш их не видит, станет более глубоким. Он не только научится быстро отыскивать игрушку, которую, как он видел, вы спрятали под несколькими одеялами или под подушкой, но станет также виртуозом игры «горячо-холодно». Заметив, что вы засунули в карман что-то интересное, он уже не забудет, куда подевалась эта штуковина. Кстати, не пытайтесь отвлечь его с помощью каких-либо фокусов. «Магические предметы», которые то исчезают, то появляются вновь, способны поколебать укрепившееся было чувство постоянства предметов. Припасите исчезающий палец и карточные фокусы для детей постарше.

К концу второго года малыш научится играть в игры более сложные, чем те, которые увлекали его несколько месяцев назад. Он начнет лучше воспроизводить ваши слова и действия. Посмотрите, как серьезно карапуз прикладывает к уху трубку игрушечного телефона (а то и ваш мобильник), пытается причесаться, укачивает на руках «лялю» или вертит руль игрушечного автомобиля. Со временем он будет пытаться все глубже втянуть вас в свои дела. Если у вас появится минутка, чтобы остановиться, взять в руки предложенную им чашку и сделать вид, что вы пьете из нее что-то вкусное, он тут же подсунет вам игрушечный телефон, так что у вас не останется другого выхода, кроме «ак ответить на звонок. Если все произойдет именно так, то у вашего отпрыска появятся все основания считать, что день прожит не зря. А наивысший пилотаж для родителей — это умение достаточно часто подыгрывать ребенку и в то же время не слишком отвлекаться от дел, которые вам необходимо переделать (см. далее в этой же главе «Социальное и психологическое развитие: «первая молодость»).

По мере того как ребенок совершенствует умение двигаться и уже пытается взять на себя ответственность за решение некоторых не слишком сложных проблем, вы должны, во-первых, не терять бдительности, а во-вторых, ее усилить. С развитием координации движений у малыша обнаружатся некоторые новые способности, которые могут навлечь на него новые опасности. Он научится поворачивать дверные ручки, играть с замками, задвижками, щеколдами, щелкать выключателем и нажимать на все, что торчит. Стоит вам на минуту повернуться спиной, и он запрет себя в ванной комнате или же пулей вылетит из дома и припустится по улице к магазину, в который ходит бабушка. Возможно, он начнет проявлять больше интереса к «альпинизму», стремясь взбираться на высокие предметы в доме и на улице, а также научится новым хитрым способам до них добираться.

Потребность жевать все что ни попадя (именно так малыш собирает информацию об окружающем мире) постепенно начнет сходить на нет, но случая засунуть в рот что-нибудь новенькое ваш исследователь все же не упустит. Постоянно следите, чтобы этого не произошло, потому что ребенок может подавиться или задохнуться. Он способен лихо отхлебнуть глоток любой жидкости или откусить кусок от любого предмета, который привлечет^его внимание. Лекарства, растения, чистящие и моющие средства, собачий корм — все нужно взять в рот просто потому, что это ужасно интересно. Не стоит надеяться, что донельзя отвратительный вкус средства для ухода за мебелью или другого неудобоваримого раствора помешает малышу жадно пить его из столь привлекательного на вид флакона. Начиная со второго года жизни риск, что малыш проглотит что-нибудь опасное, возрастает.

Купите в аптеке маленькую бутылочку сиропа ипекакуаны (рвотного корня) — лекарства, которое используют, чтобы вызвать рвоту в том случае, если ребенок съест или выпьет что-то небезопасное. Еще раз повторим, что рвотные средства можно давать только по совету врача. Если ребенок проглотил едкую жидкость (например, средство для чистки труб, пятновыводитель или нефтепродукт — бензин, полироль и др.), то, извергаясь обратно, они могут нанести не меньший вред, чем спускаясь по пищеводу. Но если речь идет, скажем, о лекарствах, то тут вам как раз понадобится ипекакуана. Ребенку старше года надо дать столовую ложку ипекакуаны, которую он должен запить двумя стаканами воды: тогда через пятнадцать-двадцать минут его вырвет. Запомните, что в любом подобном случае срочное посещение или срочный вызов врача обязательны.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, — кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Ребенку 1 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *