Закаливание виды закаливания

Виды закаливания

Все мы знаем о том, насколько важно поддерживать иммунные силы организма. Самый лучший способ для этого – отнюдь не прием специальных препаратов и не теплая одежда, а закаливание. Это – тренировка защитных сил, которые организм моментально мобилизует при виде опасности. Такой подход позволит вам оставаться на ногах, даже если по городу ходит грипп или у вас болеет кто-то из домашних. Если из всех видов закаливания вы знакомы только с обливанием ледяной водой, стоя на снегу – вы не знаете самого основного!

Правильное закаливание

Чуть ниже мы рассмотрим различные способы закаливания, но перед этим постараемся разобраться с главными принципами, которые позволят закалить организм, а не навредить здоровью. Средства и методы закаливания могут быть разными, но в любом из них пригодятся такие нехитрые правила:

  1. Последовательность. Перед тем, как начинать процедуры, займитесь легким закаливанием для подготовки организма: обтирание, ножные ванны и т.д.
  2. Регулярность и непрерывность. Нет смысла закаляться 3-4 раза за полгода. Закаливаться нужно часто и понемногу – это наиболее эффективный подход. По крайней мере дважды в неделю. Когда вы бросаете эти действия, через 3-4 недели эффект проходит, а детский организм «забывает» еще быстрее – меньше недели. Прекращать закаливание стоит только в случае заболевания.
  3. Постепенность. Если вы без подготовки нырнете в прорубь, вероятнее всего вы простынете. Нужно постепенно увеличивать интенсивность закаливающих воздействий, но так, чтобы организм на это реагировал.
  4. Разнообразие. Не стоит останавливаться на одном-единственном методе закаливания организма, нужно использовать разные методики.
  5. Индивидуальные особенности. Сначала проконсультируйтесь с врачом, поскольку закаливание не каждый может воспринять одинаково хорошо. В ходе процедуры не забывайте о самоконтроле, в норме должны быть и общее самочувствие, и пульс, и вес, и аппетит, и сон.
  6. Делайте промежутки. Если за один день вы решили закалиться и водой, и воздухом, позаботьтесь о достаточно хорошем перерыве.

Не забывайте и о разумном подходе: если вы стремитесь применить нетрадиционное закаливание, всегда оценивайте возможные риски и принимайте решение исходя из этого.

Сразу оговорим, что лучше всего начинать закаливание летом. Не смотря на то, что зимнее закаливание выглядит более эффективным, неподготовленный организм может не воспринять ваших стараний. Рассмотрим разные способы закаливания:

  1. Закаливание воздухом. Начинать такие закаливания нужно в хорошо проветренной комнате при температуре около 16 градусов в раздетом виде. Лучше всего начинать с 3-5 минут, во время которых не просто стоять, а делать гимнастику. В дальнейшем стоит переходить на принятие воздушных ванн в легкой одежде на улице. Зимой одеваться стоит по погоде и совмещать прием ванн с зимними видами спорта – лыжами, коньками и т.д.
  2. Закаливание солнцем. Все мы знаем, что под воздействием УФ-лучей наш организм сам вырабатывает витамин D, и в целом улучшается и самочувствие, и настроение. Принимать солнечные ванны стоит с утра, когда воздух чист и нет жары, или ближе к закату. В средней полосе лучшее время – 9-13 и 16-18 часов; а вот для юга – 8-11 и 17-19 часов. Начинать необходимо с температур не ниже 18-19 градусов, с 3-5 минут и доводить до часа. Спать в это время нельзя. Не забывайте о кепке и очках для защиты головы и глаз.
  3. Закаливание водой (в том числе плаванием). Сюда входит целый комплекс – обтирания, умывания, обливания, контрастный душ, прием ванн и купание в открытых водоемах. Принцип тот же: от теплой воды переходите к холодной и продолжайте закаляться зимой в ванной, а летом в водоемах.

Закаливание водой

Различают следующие основные способы:

1. Обтирание.

Смысл данного вида закаливания заключается в обтирании холодным влажным полотенцем. Это наиболее щадящий способ и может рассматриваться как предварительный этап перед более серьезными способами. Однако его можно пропустить, а просто другие способы начинать при более комфортных температурах.

2. Обливание.

Обливание это одни из самых распространенных и простых видов закаливания на начальном уровне, т.к. с него легче всего начинать, и он прост в использовании. Обливание является подготовительным этапом перед купанием в холодной воде.

Смысл этого вида закаливания заключается в обливании всего тела или его части прохладной или холодной водой. Для этого может использоваться либо ковш, либо ведро.

Начинать необходимо с комфортной для тела прохладной температуры воды. Обычно эта температура соответствует комнатной температуре воздуха 20-22 градуса. Мы часто без каких-либо проблем для здоровья купаемся в открытых водоемах именно в такой воде. Но все индивидуально, поэтому нужно в первую очередь ориентироваться на собственные ощущения. Легче всего добиться комнатной температуры воды – это налить воду заранее и она сама нагреется до нужной температуры. Например, если обливаться два раза в день – утром и вечером, то можно после каждой процедуры набирать ведро воды для следующей процедуры и за день или ночь она нагреется.

Необходимо обеспечить привыкание организма к выбранной температуре в течение не менее 1-2 недель, в зависимости от личных ощущений. Затем можно попробовать снижать температуру воды на 1-2 градуса. Желательно иметь под рукой термометр для воды.

Температуру воды также можно регулировать объемом воды в ведре, набираемом заранее (при условии разности температуры воды в водопроводной сети и температуры воздуха в помещении). Например, сначала Вы набираете полное ведро, и температура будет около 20 градусов. Затем набираете ведро на 3/4, а перед самой процедурой добавляете более холодную воду из водопровода и получаете воду уже около 18 градусов и так далее пока совсем не перестанете заранее набирать воду в ведро, доведя, таким образом, температуру воды для обливания до температуры воды в водопроводной сети, например, 12-16 градусов (в зависимости от сезона).

Если же необходимо получить воду более холодную, чем в водопроводной сети, то можно использовать лед, заранее намороженный в холодильнике.

Со временем Вам уже может не хватать одного ведра, тогда необходимо либо завести еще одно ведро, либо дважды набирать имеющееся. Либо при наличии такой возможности переходить к купанию в холодной воде.

На практике удобно и приятно облиться-взбодриться с утра перед завтраком в рамках умывания и вечером после теплого душа, сняв усталость трудового дня.

Чем хорошо обливание, так это тем, что есть некоторая фиксированность продолжительности процедуры – вода в ведре кончается за вполне определенное время. Это психологически воспринимается легче, чем когда используется душ, когда все зависит от воли человека, и можно увлечься и переборщить.

При этом объем выливаемой воды (поток воды) при обливании – больше, чем при использовании душа за то же время, что дает более сильный охлаждающий и тонизирующий эффект.

Обливание холодной водой польза или вред?

Все зависит от того, как вы это делаете. Если делаете правильно, и у Вас нет противопоказаний, то тогда однозначно — польза, в ином случае может быть и вред.

Такой вид обливания как контрастный душ мы рассмотрим в отдельной статье.

3. Купание в холодной воде.

Данный вид закаливания водой является продолжением обливания, но только на более высоком качественном уровне.

Эффективность купания намного превосходит ранее описанные виды закаливания водой.

Купание в холодной воде оказывает намного более сильное воздействие на организм, поэтому и подходить к нему необходимо с осторожностью. Начинать надо с короткого нахождения в воде – окунулся и вышел, но все по собственным ощущениям. Если чувствуете, что можете не сразу выходить из воды, то и не торопитесь – тело само подскажет, когда уже хватит. При этом в воде желательно активно двигаться — это позволяет и согреться, и отвлечься от острых ощущений.

После процедуры желательно как следует согреться. Оптимальным будет горячий душ или сауна. При их отсутствии необходимо насухо растереться полотенцем, тепло одеться и активно подвигаться, например, побегать. Если есть возможность – погреться на солнце. Желательно не доводить охлаждение до дрожи и переохлаждения.

Одним из бонусов от купания может быть несравнимое ни с чем ощущение свежести во всем теле и приятного покалывания под кожей. Это можно сказать выражение благодарности Вашим телом за то, что Вы заботитесь о нем.

Температуру воды в водоеме трудно контролировать, если конечно это не Ваш бассейн, поэтому необходимо контролировать время нахождения в воде исходя из собственных ощущений.

Еще одним способом продления купания без переохлаждения является разделение процедуры на несколько этапов — подходов. Вначале Вы окунаетесь или проплываете какое-то расстояние до появления желания вылезти. Затем вылезаете и прохаживаетесь вдоль водоема – тело за это время привыкает к новому температурному режиму и слегка согревается. Затем Вы повторяете купание. И так можно сделать 2-3 раза. Это позволяет повысить эффективность закаливания водой и не допустить переохлаждения.

4. Купание в ледяной воде или моржевание.

Это экстремальный и крайний вид закаливания водой, требующий очень серьезной и длительной подготовки и отсутствия противопоказаний по здоровью.

Наш организм настолько уникален, что может приспособиться к очень широкому диапазону условий существования. Это и позволило расселиться человечеству от крайнего севера до раскаленных пустынь, это же позволяет йогам ходить на углях, а «моржам» плавать в ледяной воде. Но вся эта адаптация требует длительного времени и постепенности.

Для большинства людей обливания и купания в холодной воде вполне достаточно, чтобы достичь желаемого результата по укреплению здоровья и иммунитета. Моржевание же больше подходит людям, имеющим к этому личную склонность.

Закаливание воздухом

Это так называемые воздушные ванны и прогулки (занятия) на открытом воздухе.

В данном случае речь идет о воздействии на тело (кожу) прохладным и желательно свежим воздухом. Теплопередача у воздуха значительно меньше, чем у воды, поэтому и воздействие при одинаковых температурах значительно слабее, а длительность воздействия может быть больше.

Но есть ряд предостережений:

  • Движение воздуха (ветер, сквозняк) вызывает дополнительное охлаждение, поэтому это необходимо учитывать при закаливании воздухом.
  • Выполняя упражнения или работая на открытом воздухе можно вспотеть, а при наличии движения воздуха и в зависимости от скорости его движения может происходить дополнительное охлаждение тела за счет быстрого испарения и охлаждения влажной кожи (одежды).

Поэтому во избежание непрогнозируемого переохлаждения рекомендуется использовать термобелье, сделанное из синтетических тканей. Такое термобелье облегает тело, вбирает в себя влагу, но, не задерживая, выводит ее на поверхность одежды, где она уже испаряется. Если же использовать хлопчато-бумажные ткани, то они впитывают и задерживают влагу. Такая влажная одежда быстро остывает и передает холод телу.

При этом ветер и сквозняк не являются чем-то, что необходимо обязательно избегать. Это обычные явления природы, которые также могут помочь нам быть стать сильнее и здоровее. Но при этом, находясь без одежды или в легкой одежде, необходимо активно двигаться, чтобы компенсировать теплопотери от охлаждения тела производством тепла от работы мышц.

Прогулки и занятия на свежем воздухе являются близкими к природной сути человека и поэтому в большинстве случаев помимо оздоравливающего эффекта доставляют еще большое удовольствие.

Хождение босиком – разновидность закаливающих процедур, могущая совмещать в себе и закаливание водой (хождение по росе), и воздухом, и от контакта с охлажденными поверхностями земли, пола и др.

Природа сначала создала нас нагими и босоногими, а уже потом много веков спустя люди изобрели одежду и обувь, которые с одной стороны расширили возможности распространения человечества, а с другой, ввиду повсеместного и ежедневного использования, оторвали от природы и приглушили инстинкты терморегуляции.

Помимо закаливающего эффекта хождение босиком по земле и траве более эффективно стимулирует точки акупунктуры стоп, что может оказывать благотворное воздействие на весь организм.

На самом деле мы с удовольствием ходим босиком, когда представляется такая возможность – на пляже или на лужайке, иногда дома, но так как преимущественно принято ходить в обуви, то нужно специально напоминать себе при первой же возможности походить босиком.

Несказанное удовольствие и закаливающий эффект имеет хождение босиком по росе, но для этого надо встать рано утром и иметь рядом чистую лужайку.

Более экстремальный вариант – хождение по снегу, но он требует предварительной подготовки.

Как и в любом виде закаливания важна постепенность. Не стоит бросаться в крайности и начинать жить по новому, решив ходить только босиком по снегу без предварительной тренировки.

Конечно же, легче всего начать ходить босиком с самого рождения как это делает значительная часть населения земного шара, но и потом еще не поздно развить в себе эту адаптационную способность. Главное уделить этому должное внимание.

Например, семеро детей известных русских воспитателей-педагогов Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных с удовольствием бегали босыми и в одних трусиках как дома, так и во дворе, несмотря на время года. Но надо учитывать, что родители прививали эту способность детям с самого рождения. В результате, их дети практически никогда не болели простудными заболеваниями.

В итоге, можно сказать, что, выбирая вид и способ закаливания, оптимальным решением для оздоровления будет максимальное совмещение водных и воздушных видов с соблюдением основополагающих принципов.

Чем хорош данный метод оздоровления так это тем, что его можно применять и в домашних условиях как детям, так и взрослым.

Средства, виды и формы закаливания.

Для правильной организации закаливания познакомимся с характеристиками природных факторов, то есть со средствами закаливания. К ним относятся энергия солнечных лучей, вода и воздух. Это самые могущественные врачеватели, превосходящие по силе воздействия на организм все искусственные средства.

Виды закаливания (закаливающих процедур):

— солнечные ванны;

— воздушные ванны;

— водные процедуры (обливание, обтирание, души, ванны, купание в открытых водоемах, закаливание носоглотки);

— народные виды (хождение босиком, использование бань).

Познакомимся с принятой классификацией форм закаливания.

1.Различают пассивное и активное закаливание. Пассивное закаливание происходит независимо от человека. Летом он ходит в облегченной одежде, много времени проводит на открытом воздухе, купается, ходит босиком и т.п. Все это оказывает тренирующее воздействие на физиологические механизмы терморегуляции и несколько повышает устойчивость к холоду. Пассивное закаливание имеет место и в некоторых профессиях, например, у рабочих холодильников, сплавщиков леса, рыбаков, лесорубов и т.п. Эффективность такого закаливания невелика.

Активное закаливание – это систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых холодовых воздействий, направленных на повышение устойчивости организма к холоду. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры и комплекс в целом.

2.Закаливание может быть общим и местным. Общим закаливанием считается такое, когда холодовой раздражитель действует на всю поверхность тела, например, души, ванны, купание. При местном закаливании холод воздействует лишь на определенный участок поверхности тела, например, обтирание туловища, ножные ванны, закаливающие процедуры для верхних дыхательных путей и т.д.

3.Закаливание может быть коллективным или индивидуальным. При коллективном все находящиеся в данном помещении подвергаются одинаковому воздействию. Оно заключается в создании оптимального микроклимата в помещении, подборе комплекта одежды, соответствующей конкретным температурным режимам. Примерами могут служить закаливание дома всех членов семьи, в детском саду – воспитанников, учеников в классе, работников в отделе, цехе. Интенсивность холодовых воздействий при этом рассчитывают на условного среднего человека. Но для кого-то ее недостаточно, а для определенной части может оказаться слишком много. Этот недостаток коллективного закаливания компенсируется тренировками, проводимыми самостоятельно каждым человеком с учетом своей индивидуальности.

Приведенная классификация условна. В жизни невозможно выделить изолированное влияние какого-либо из этих видов, так как они взаимодействуют и дополняют друг друга. Пассивное закаливание усиливает активное, местное способствует общему, коллективное дополняет индивидуальное и наоборот.

Выбирать вид и форму закаливания надо в соответствии с функциональными возможностями организма, а также с учетом участка, подвергающегося опасному воздействию температуры. Если, например, в силу профессиональных, бытовых и еще каких-либо причин наиболее вероятна угроза охлаждения ног, надо обратить внимание на закаливание именно стоп, чтобы исключить неблагоприятные последствия их охлаждения. Занятым в голосоречевых профессиях (вокалисты, учителя,, педагоги, воспитатели, лекторы, экскурсоводы) целесообразно наряду с укреплением всего организма акцентировать внимание на закаливании верхних дыхательных путей.

Система закаливания детей

Система закаливания детей

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен изменять свои теплопотери. Эта способность сводится в основном к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже, в свою очередь, обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться. Это изменение просвета (диаметра) кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения от центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудодвигательным нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается, и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается.

Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых. В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.

Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспо­сабливаться к определенным условиям внешней среды выра­батывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

В процессе закаливания в организме ребенка происходят сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономичнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и менее проницаемыми для ряда бо­лезнетворных микроорганизмов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него возбудителями возрастает.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.

2. Систематичность.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.

Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику

ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:

1) здоровые, ранее закаливаемые;

2) здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.

По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовый раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

Представленные показатели соответствуют (отвечают) функциональным возможностям детей 2-й группы. Для детей 1-й группы конечная температура воздуха и воды при закаливании может быть на 2—4°С ниже, для детей 3-й группы (на основании рекомендаций врача дошкольного учреждения) — на 2°С выше. Температуру действующего фактора следует снижать постепенно (через 3—4 дня при местном воздействии и через 5 — 6 дней при общем) или сокращать время его воздействия.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Воспитателю следует на каждого ребенка завести специальную карту, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Закаливание воздухом

Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют темпе­ратура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30—40 мин после приема пищи, а старше года — через 1 —1,5 ч.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Во время движений и трудовой деятельности в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Младших детей (первый год жизни) во время воздушной ванны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью раздевают. Дети старше 1 года вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания — в трусах и, если позволяют условия, босыми.

Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, ук­репления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 — 22 °С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их сон организуют в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря, в ненастные дни и зимой — на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.

Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 нм, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны более 760 нм) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 нм). Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом слое под влиянием ультрафиолетовых лучей из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Из­меняется общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Даже при крат­ковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог I степени, при более длительном его воздействии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществля­ется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными луча — ми вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40—50 мин.

В осеннее и зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где мало солнечных дней, детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре-декабре и в марте-апреле (15 — 20 процедур), обязательно без перерывов. При облучении необходимо обеспечить правильную дозировку ультрафиолетовых лучей, защитить глаза детей и персонала темными очками, а также строго наблюдать за реакцией каждого ребенка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профи­лактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.

Вода как фактор оздоровления и закаливания

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 — 36 °С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж ее, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 — 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16 «С, для детей 3 лет и старше — до 14 «С.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2 — 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется 2 — 3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 — 20 с, затем ноги ре­бенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С, а затем ее снижают через каждые 1 — 2 дня на 2 °С. В дошкольных группах пользуются водой начальной температуры также 30 °С, снижая ее через каждые 1 — 2 дня на 2 «С и постепенно доводя до 18— 16 °С для детей первых лет жизни, а в дошкольных группах (4 — 7 лет) до 16—14 °С.

Обливание ног с использованием воды контрастных температур можно рекомендовать для детей раннего возраста в холодный период года, когда частота респираторных заболеваний возрастает. На контрастное обливание переходят и в период неблагоприятной эпидемической обстановки (наличие респираторных и инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях), а также при температуре воздуха в групповых помещениях ниже 20 °С.

Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35 — 36 °С), а затем сразу прохладной (24 — 25 °С), после чего вновь теплой водой (35 — 36 °С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40 °С, а прохладной снижают до 18 °С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24 — 25 °С) и переходя к воде температуры 35 — 36 °С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания — сухое растирание. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30 — 40 мин после приема пищи.

Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 — 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения ее. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек старше 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

Детям грудного возраста сначала обтирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого спину. Ноги и руки обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (это предупреждает застой крови в венах и капиллярах). Детей, умеющих хорошо стоять, обтирают в положении стоя: сначала верхнюю, а затем нижнюю часть тела.

С 5 — 7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая им смачивать рукавичку и обтирать спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Обливание всего тела проводят при температуре воздуха не ниже 23 «С. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (расход воды 1,5 — 2,0 л), при этом сосуд с водой держат на 6 —8 см над ребенком. После обливания сразу следует сухое растирание. Длительность процедуры увеличивают с 15 до 35 с. Температуру воды снижают через 3—4 дня на 2 °С. Душевые установки (смесители) используют при закаливании водой только в том случае, если они обеспечивают ее постоянную температуру. Обычно воду нужной температуры разводят в специальных баках.

Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе. Когда при закаливании будут достигнуты конечные температуры воды и воздуха, на них останавливаются в течение 2 месяцев для обеспечения эффекта тренировки. Далее можно усилить действующий фактор (перейти от местных к общим, от слабых к более сильным процедурам) или увеличить время его действия.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.

Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение теплорегуляционных механизмов ребенка и поэтому должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (1-я группа по здоровью) старше 3 лет.

Дошкольникам можно начинать купаться в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25 «С и воды 23 °С. Закаленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 ч после приема пищи. Купаются воспитанники 1 раз в день.

Продолжительность первых купаний не должна превышать 3 мин, в дальнейшем ее постепенно увеличивают: для детей 3 — 5 лет до 5 мин, 6 — 7 лет — до 8 — 10 мин. Купать детей надо в утренние часы после солнечных ванн.

Купаться одновременно могут 6 детей, при этом один воспи­татель, умеющий плавать, должен быть вместе с ними в воде, а другой воспитатель или няня остается на берегу и следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Пятилетних ребят уже можно обучать плаванию.

Во время купания нельзя разрешать детям заходить дальше указанного места, шалить, толкать друг друга, окунаться в воду с головой. Если какой-либо ребенок замерзнет, начнет дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть.

После купания всех воспитанников быстро обтирают индивидуальными полотенцами, организуют подвижные игры в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Для купания детей в населенных пунктах надо отгородить часть общего пляжа и водоем с проверенным дном. Глубина водоема должна быть не более 60—70 см. Нельзя устраивать купальню там, где выше по течению купают или поят скот. На берегу для раздевания детей хорошо иметь индивидуальные подстилки.

Водный бассейн, где купаются дети, должен быть обязательно проточный, чистый, дно бассейна — без ям и камней, с постепенным понижением.

Морские купания — наиболее сильное комплексное закаливающее средство. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический состав (соли натрия хлорида и др.). Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста, особенно страдающим рахитом.

В течение месяца с детьми достаточно провести 20 морских купаний (купаться 1 раз в день). В прохладную и дождливую погоду купание заменяют обливанием или обтиранием морской водой.

При многих ДОУ созданы плескательные бассейны для купа­ния детей в жаркую погоду. Такие бассейны значительно облегчают работу по закаливанию детей в летнее время года, однако пользоваться ими можно только в тех случаях, если воду в них регулярно меняют, а стены и дно очищают от грязи и посторонних предметов.

Летом с целью закаливания детям можно разрешать играть в воде в бассейнах, ручьях и других проточных водоемах. Температура воды при этом должна быть не ниже 20 °С. Время игры постепенно увеличивается до 5—10 минут.

Хорошим средством закаливания полости рта и носоглотки является систематическое их полоскание водой комнатной температуры. Удобнее всего проводить эту процедуру утром после сна и перед ночным сном. Приучать детей полоскать рот можно с 2 — 3 лет, с 4 — 5 лет они могут полоскать и горло. На полоскание затрачивают 1/2—1/3 стакана воды. Опыт показывает, что эта процедура — эффективное средство предупреждения ангин, тонзиллитов, аденоидов.

Закаливающие мероприятия особенно важно проводить в периоды повышенной заболеваемости детей, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом сила воздействующего фактора временно снижается, а врачебный контроль за детьми усиливается. Медицинских отводов от закаливания в детских коллективах дошкольных учреждений не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбирают индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды. От­ветственность за правильную организацию работы по закаливанию детей несут заведующий дошкольным учреждением и врач.

Закаливание организма является лучшей оздоровительной процедурой, предотвращающей развитие практически всех заболеваний. Действия, направленные на повышение устойчивости иммунитета, помогают человеку обрести крепкое здоровье, повысить выносливость и усилить работоспособность. Такая тренировка организма позволяет обрести гармонию с самим собой. Благодаря закаливанию человек гораздо легче переносит жару и холод, реже реагирует на резкие перемены температур, становится более сдержанным, уравновешенным. О видах закаливающих процедур поговорим в нашей статье.

Польза закаливания

Оздоровительные процедуры оказывают положительное влияние на кровеносную систему, усиливают мышечную силу, стимулируют обмен веществ, нормализуют артериальное давление. При этом закаливание подходит абсолютно всем людям, независимо от возраста и уровня физической подготовки.

Тренировку организма можно проводить разными методами. Основные виды закаливания рассмотрим детально.

Воздушные ванны

В медицине этот вид закаливания называют аэротерапией. Это самый простой и доступный вариант укрепления организма человека. Он включает в себя длительное пребывание на свежем воздухе. Совершая пешие прогулки на длинные дистанции, вы не только получите положительные эмоции и новые впечатления от мини-путешествия, но и принесете пользу своему здоровью. Во время пребывания на свежем воздухе вы получаете чувство бодрости, улучшаете работу сердечно-сосудистой системы, повышаете тонус организма, избавляетесь от негатива. Длительность прогулок может быть разной, все зависит от возраста и здоровья человека. Особенно полезными будут прогулки, сочетающие активные движения. Например, летом можно ездить на велосипеде, зимой — играть в снежки, кататься на лыжах или санках.

Закаливание солнцем

Другое название этой методики — гелиотерапия. Такой вид закаливания подходит не всем, поскольку солнечные лучи могут принести вред организму. Людям с белой кожей и большим количеством родинок лучше выбрать другой вид закалки. Чтобы избежать теплового удара и ожогов, практиковать гелиотерапию лучше в начале весны. Летом же принимать солнечные ванны следует под зонтом или под кроной деревьев.

Закаливание водой

Это самый популярный вид закалки организма. Начинать тренировку следует с обтираний тела мокрым полотенцем. При положительном воздействии процедуры кожа приобретет красный оттенок. На проведение сеанса затрачивается не более пяти минут. Сначала обтирают полотенцем шею, затем грудь, спину, руки, ноги, живот. В завершение процедуры тело обтирают сухим полотенцем до появления небольшой красноты.

Через месяц можно приступать к закаливанию контрастным душем. Такая методика позволяет активизировать циркуляцию крови, получить дополнительную порцию кислорода, улучшить поступление питательных веществ вместе с пищей. В первую неделю обливать прохладной водой нужно только ступни и голени. Затем постепенно переходить к верхней части туловища. Можно просто чередовать горячую воду с прохладной, принимая душ. Такая процедура также относится к щадящим методам закаливания организма.

Если вы хотите присоединиться к числу «моржей» — людей, практикующих купание зимой в проруби, то придется пройти определенную подготовку. Купание в холодной воде начинают с непродолжительной разминки, включающей бег и другие кардио-упражнения. Нахождение в проруби на первых этапах закаливания не должно превышать 10 секунд. После выхода из воды необходимо выполнить зарядку, вытереть тело насухо махровым полотенцем.

Ходьба босиком

Известно, что стопы человека оснащены многочисленными биологически активными точками, которые стимулируются во время ходьбы без обуви. Такой вид закаливания поможет усилить защитные функции организма, улучшить работу всех органов и систем. К тому же ходьба босиком является отличной профилактикой многих заболеваний.

Баня и сауна

Закаливание организма высокими температурами также оказывает благотворное влияние, повышая жизненный тонус, улучшая работоспособность и усиливая обмен веществ на клеточном уровне. Благодаря банным процедурам, организм лучше сопротивляется многочисленным инфекционным и простудным болезням.

Массажные процедуры

Приемы, применяемые во время массажа, оказывают положительное влияние на центральную нервную систему человека, от которой зависит работа организма в целом. Альтернативой этому виду закаливания станет иглоукалывание.

Теперь вы знаете, как можно укрепить организм методом закаливания, поэтому нам остается пожелать вам успехов и отличных результатов!

Закаливание виды закаливания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *